Россияне все чаще реальным деньгам предпочитают виртуальные
Во вторник, 16 марта, представители российского рынка электронных платежей впервые опубликовали статистику по своей отрасли. Как подсчитали в Ассоциации "Электронные деньги2 (АЭД), в 2009 году "электронными кошельками" воспользовались порядка 20 млн. россиян, а суммарный оборот отрасли превысил 40 млрд. руб.
Новый рынок
Рынок электронных платежей включает в себя предоставление услуг по платежам через интернет-системы, с помощью "мобильных кошельков" и через платежные терминалы.
Интернет-кошельки толще мобильных кошельков
Самым крупным по обороту, но при этом достаточно небольшим по количеству пользователей оказался сегмент интернет-платежей – число активных аккаунтов здесь составило только 2,3 млн, зато оборот достиг 17 млрд руб. Здесь доминируют две компании – "Яндекс.Деньги" и WebMoney, которые вместе контролируют 90% рынка. В "Яндексе" насчитывается болеее 1,2 млн активных аккаунтов, в WebMoney – около 1 млн. Обе компании показали рост по денежному обороту в 40%.
Гораздо большее количество граждан пользуются услугой электронных платежей в мобильных телефонах – аудитория этого сегмента составляет 15 млн человек, но объем сделок здесь гораздо ниже. В 2009 году он составил всего 8 млрд руб. Крупнейшие игроки этого рынка – компании i-Free, A1, Инфон, Инкор-медиа.
Отдельно следует отметить платежный сервис QIWI, который работает практически во всех сегментах, предлагая услуги мобильных, "терминальных" и интернет-платежей. В 2009 году число пользователей превысило 6 млн. человек, которые провели платежи на сумму более 11 млрд. рублей, что в 2,5 раза больше, чем годом ранее. Электронные платежи становятся массовыми
Игроки рынка отмечают, что в 2009 года значительно увеличился спектр товаров и услуг, расплачиваться за которые стали с помощью электронных денег. К платежам за мобильную связь, доступ в Интернет, услуги ЖКХ, оплате товаров из онлайн-магазинов прибавились покупка авиа- и железнодорожных билетов в электронном виде. Кроме этого, электронные платежи постепенно интегрируются с банковскими сервисами.
По мнению председателя Совета АЭД Виктора Достова, важным фактором, который стимулировал развитие отрасли, стали изменения в законодательстве. В частности, были приняты Федеральные законы № 103 ("О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами") и № 120 ("О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами""). Положительную поль сыграла и работа над проектом Национальной платежной системы, полагают в АЭД.
Ориентир на Европу, а не на Украину
Однако, стоит отметить, что понятие "электронные деньги" до сих пор не закреплено законодательно, хотя работа над таким законом уже начата. Из-за этого системы интернет-платежей до сих пор существуют в правовом вакууме. По мнению участников АЭД, за основу должны быть взяты принципы, нашедшие применение в Европе: равенство банковских и небанковских игроков, упрощенный режим регулирования для небольших и специализированных систем, упрощенная идентификация для небольших платежей.
Слишком жесткие требования способны задушить рынок. Например, на Украине, где эмитентом электронных денег может выступать только банк и требуется 100-процентное резервирование эмиссии, компании не спешат получать специализированные лицензии.