Еще год-другой назад мантра "монетизация социальных сетей" в применении к рунету звучала сколь часто, столь же и маловразумительно. И вот сегодня "Одноклассники" и "В Контакте" собрали у себя всю активную российскую интернет-аудиторию и начали зарабатывать на ней и в хвост, и в гриву - от платы за регистрацию до огромного оборота мелких услуг и товаров, ради которых пользователи готовы дневать и ночевать у компьютера.
Хотя формально Mail.Ru стоит относить к предыдущему интернет-поколению, компания приняла вызов новых миллионеров (и, к слову, "родственников" - фонд DST является одновременно совладельцем Mail.Ru, "Одноклассников" и "В Контакте").
В прошлом году она запустила платформу Игры@Mail.Ru (позже укрепленную игровым активом DST - холдингом Astrum Entertainment) с ассортиментом простеньких мини-игр - и сейчас представители компании говорят, что именно на игровые примочки пользователи Mail.Ru охотнее всего тратят деньги.
Затем компания выкатила собственную платежную систему, а совсем недавно предприняла еще ряд шагов , призванных подстегнуть развитие виртуальной коммерции на портале.
Во-первых, Mail.Ru отменил комиссию для разработчиков приложений к социальной сети "Мой мир" (добрая половина этих приложений - игровые), а во-вторых - анонсировал автоматизированную систему приема пользовательских платежей, которую разработчики смогут встраивать в свои приложения (несложно догадаться, что самой выгодной валютой для взаиморасчетов тут станут Деньги@Mail.Ru) .
Перспективность рынка виртуальных товаров подтверждают живые цифры. Так, по результатам прошлого года половину доходов "Одноклассникам" принесла не реклама, а платные услуги. Приложения к социальной сети Facebook (тоже, кстати, разрабатывающей свою платежную программу) в первом полугодии 2009 г. росли в денежном выражении в разы, несмотря на повсеместный "кризис". По прогнозам экспертов, американский рынок виртуальных товаров достигнет в этом году 500 млн. - 1 млрд. долларов, а азиатский оценивается в 5 млрд.
"Мы делаем фокус на приеме платежей за онлайн-игры и в целом на виртуальные (не требующие доставки) товары и услуги как таковые", - говорит Олег Ильичев, директор по продуктам Mail.Ru. Игры, по его словам - один из основных сегментов в общем объеме транзакций Денег@Mail.Ru (наряду с оплатой сотовой связи).
Если говорить о российском рынке интернет-платежей в целом (по оценкам АЭД, 90% электронных денег контролируют Яндекс.Деньги и WebMoney), то у Mail.Ru есть три основных точки роста. Во-первых, собственная многомиллионная активная аудитория. Во-вторых, многообещающая ниша виртуальных товаров, в которой Mail.Ru одновременно выступает и поставщиком, и продавцом, и кассиром.
"Параллельно с ростом количества транзакций проекта Деньги@Mail.Ru, не относящихся к порталу, увеличивается и активность платежей на наших сервисах (в частности, стремительно наращивает аудиторию самостоятельно разработанная Mail.Ru MMORPG "Кристалл Вечности"). Доля проектов Mail.Ru в общей массе платежей остается довольно значительной и более-менее неизменной", - говорит Олег Ильичев.
Третьим преимуществом - благодаря все тому же DST - может стать "родство" Mail.Ru с крупнейшими игроками уличных платежей (фонду принадлежит компания OE Investments, объединившая ОСМП, e-port, "Мобильный кошелек" и Direct Contact). "Терминальщикам" выгоднее сотрудничать с Mail.Ru и настигать клиента каждый со своей стороны - на улице или в онлайне - а не конкурировать за него.
"На любых развитых рынках устанавливается хорошо известное соотношение 3:70, которое гласит, что три крупнейшие компании контролируют 70% рынка. Монопольно высокие доли двух компаний говорят как раз о том, что рынок еще не развит", - полагает Тимур Аитов, вице-президент Ассоциации региональных банков России, - "Мой прогноз в том, что появится еще один игрок, который займет свое и весомое место. Удобный интерфейс, широкая сеть терминалов для пополнения кошельков, низкие комиссии - вот очевидные слагаемые успеха любого платежного инструмента".
Онлайн-продавцы, в свою очередь, беспокоятся о невысокой популярности электронных платежей как таковых. "Если в Москве и Петербурге кто-то и имеет представление о е-деньгах, то в регионах они практически не известны широкой публике, - сетует соучредитель питерского магазина подарков Сorestore.ru Дмитрий Щуватов, - Новая платежная система может быть востребована, если у ее создателей получится существенно повысить популярность электронных денег и разрушить барьеры недоверия среди людей, далеких от Интернета".
Большинство пользователей, "далеких от Интернета", приходят сюда ради нехитрого набора из поиска, почты, развлечений и общения. А столь популярные нынче "веселые фермы" и прочие социальные развлечения формируют прекрасный рассадник культуры электронных платежей.
Словом, платежная система Mail.Ru имеет все шансы как минимум обеспечить порталу "свой маленький бум". А как максимум - могла бы замахнуться на суперсимбиоз из пользовательских социальных связей, информационных сервисов, виртуальных товаров и финансовой инфраструктуры, завязанный на ресурсах общего инвестора, который, если уж на то пошло, имеет долю даже в Facebook.