Rambler's Top100
  интернет финансы главная | карта | поиск | | реклама  
главнаяИнтернет-трейдинг  Публикации  Интернет Финансы Профессия – брокер (часть 2) Развитие финансового кризиса в 2008-2009 гг. вызвало резкое сокращение номинальных оборотов и размеров портфелей маржинальных кредитов у онлайн-брокеров

XIV Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2024»
XIV Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2024»
Новости
Публикации
События
Ресурсы
Глоссарий
Партнеры
О проекте
Форум

Решения:

Интернет-банкинг


Интернет-трейдинг


Интернет-страхование


Интернет-расчеты


Безопасность

Aplex.ru Разработка веб-сайтов

Intersoft Lab (17.06.11)

XXIV Международный Форум iFin-2024 "Электронные финансовые услуги и технологии"

X Международный Форум ВБА-2023 «Вся банковская автоматизация»

XIII Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2023»

Рекомендуем:

Итоги XVI Международного Форума iFin-2016, 9-10 февраля 2016


Спецпредложение:

Автострахование, страхование автомобиля, страхование жизни, медицинское страхование - cкидка 5% для посетителей iFin.ru подробнеe >>

Астраброкер 


-=startpage=-
П У Б Л И К А Ц И И


Профессия – брокер (часть 2)
Немаловажными факторами снижения активности инвесторов на границе XX-XXI веков стали и общее ухудшение ситуации на фондовом рынке, и окончание периода безудержной эйфории по поводу бурного развития е-коммерции, фантастического прогресса веб-технологий и сказочных достижений индустрии хайтека в целом. Пирамида дот-комов рухнула, высокотехнологичные компании заметно притормозили свое всесокрушающее движение вперед, наступила пора тотального экономического кризиса, и инвесторы принялись коренным образом пересматривать свои стратегические планы относительно вложения средств в ценные бумаги. Многие изменили направление своей финансовой политики в пользу более надежных правительственных облигаций или акций предприятий традиционной экономики, а то и вообще заморозили свою деятельность на фондовом рынке. Основной источник доходов интернет-брокеров оскудел, и большинство из них по итогам 2000-2002 годов зафиксировали убытки.

Тем временем, стали появляться первые интернет-брокеры и у нас — в России. Именно тогда, в начале 2000 года, все торговые площадки ввели в эксплуатацию так называемый биржевой шлюз: через ИТ-систему зарегистрированного участника торгов клиентская заявка с его компьютера уходила прямо на биржу. Отпадала необходимость звонить брокеру и делать заявку по телефону. В течение того же 2000 года около сотни российских инвестиционных компаний заявили о том, что готовы предоставить своим клиентам подобный вид услуг. "Рост числа интернет-брокеров был взрывообразным — уже через полтора года их было 200. Правда, число клиентуры не впечатляло — к середине 2001 года всего около 15 тысяч человек пользовались этим сервисом, — вспоминал генеральный директор финансовой корпорации “Открытие” Вадим Беляев. — Примерно столько же людей стало обращаться за теми же услугами в мае 2006 года — тогда наблюдался рекордный приток частных инвесторов на фондовый рынок, и значительная их часть решила воспользоваться доступом к торгам именно через Интернет. Таким образом, к середине 2006 года в у российских интернет-брокеров насчитывалось около 200 тысяч клиентов".

Приблизительно в тот же период времени в нашей стране начали возникать и субброкеры. Дело в том, что клиенты, располагавшие средствами в размере около 1 тысячи долларов, абсолютно не интересовали крупные инвестиционные компании для обычного "голосового" обслуживания, и эти компании стали активно "сгонять" их в Сеть. А в результате, с появлением большого числа региональных мелких инвесторов, встал вопрос о необходимости создания субброкерских подразделений на местах. Этим и занялись региональные предприниматели, чьи комиссионные оказались крайне невелики — 0,04–0,08% от суммы сделки. Иными словами, за сделку посредник зарабатывает всего несколько долларов, из которых он еще должен заплатить за трафик, за офис, в качестве зарплаты и т. д.

Но так или иначе, к середине текущего десятилетия уже сложилась система интернет-торговли акциями, которая стала вестись большей частью на двух площадках — РТС и ММВБ. При этом ММВБ более популярна — доля ее интернет-шлюза в общем количестве сделок к тому времени достигла без малого 90%, а в торговом обороте — 54%. В системе гарантированных котировок РТС неудобство заключалось в ограниченности списка торгуемых бумаг, слишком большой разнице между ценами покупателя и продавца, низкой ликвидности рынка. Конечно же, у нее были и преимущества перед Московской межбанковской валютной биржей: к ним относились, например, отсутствовавшая у ММВБ возможность торговли акциями "Газпрома" (через ФБ "Санкт-Петербург"), а кроме того, срочный рынок РТС FORTS был более ликвидным, чем на ММВБ.

На этих рынках утвердились десятки онлайновых брокерских фирм и сотни субброкеров, бизнес которых приносил им практически неизменную прибыль — пожалуй, до той поры, пока не грянул нынешний экономический кризис. Правда, председатель совета директоров и основатель холдинга "Финам" Виктор Ремша, рассказывая в интервью журналу "Коммерсантъ-Деньги" о своем бизнесе интернет-трейдинга, говорит, что интернет-брокеры все же пострадали от кризиса в меньшей степени, нежели компании, связанные с классическим инвестиционным бизнесом, торговлей с институциональными клиентами, западными фондами. У последних сокращение произошло более существенное, тогда как у "Финама" клиентов меньше не стало, скорее наоборот — клиентская база растет, и значительно. Но из-за того, что капитализация рынка существенно упала, и доходы интернет-брокеров сильно сократились. На вопрос насколько сократились, г-н Ремша ответил, что "если рынок упал на 70-80%, то доходы брокеров с учетом ограничений маржинальной торговли упали на 30%. Такие цифры получаются, если за точку отсчета взять начало острой фазы кризиса, то есть где-то с сентября прошлого года. Я не знаю, как у всех, но у нас получаются примерно такие показатели".

Запрет Федеральной службы России по финансовым рынкам (ФСФР) на короткие продажи и ограничения маржинального кредитования внесли свою лепту в снижение доходов брокеров. "Позиция трейдеров, с которой я во многом согласен, такова, — говорит Виктор Ремша, — если хотите увидеть рост, то необходимо разрешить короткие продажи. Без них роста не будет. Нужно понимать, что маржинальная торговля и короткие продажи — эти вещи просто необходимы для рынка, его ликвидности и роста". Из-за падения фондового рынка и ограничений, введенных ФСФР, сильно возросла убыточная часть клиентской базы холдинга, комиссионное вознаграждение от которой могло составлять 1-1,5 рубля с клиента в день. Чтобы избежать потерь, "Финам" первым из интернет-брокеров повысил докризисные низкие тарифы на брокерское обслуживание частных клиентов.

Однако, клиентская база все равно растет. За прошлый год — на 50%, за первый квартал текущего года — еще на 20%. Рувоводитель "Финама" объясняет это так: "Многие посчитали, что кризис — удачное время для входа на рынок. Полагаю, не без оснований. Это же не в первый раз. Похожая ситуация была и в другие кризисные годы. Например, после дефолта 1998-го". Инвестиционные предпочтения самого холдинга никак не изменились. Холдинг, как и до кризиса, инвестирует в ИТ и земли сельскохозяйственного назначения. А в облигации "Финам" старался никогда не вкладываться, поэтому дефолтных ценных бумаг у него оказалось всего на несколько миллионов рублей.

По мнению большинства других операторов финансового рынка, полноценному развитию интернет-трейдинга в первую очередь мешают низкая инвестиционная культура людей, небольшая величина доходов и сбережений. По оценкам инвестиционной компании "Брокеркредитсервис" (БКС), доля людей, имеющих сбережения, в России составляет примерно 21%, но лишь 12% имеют сбережения в ценных бумагах. При этом доля сбережений в доходах составляет всего лишь 18%.

При этом, как отмечают аналитики "Ведомостей", кризис вынуждает интернет-брокеров отказаться от ценовых войн. В конце нынешнего марта крупнейшие члены сообщества онлайновых брокеров призвали Национальную ассоциацию участников фондового рынка (НАУФОР) провести исследование и дать рекомендации по оптимальным тарифным планам, применяемым брокерами — членами ассоциации по клиентским операциям с акциями, облигациями и на срочном рынке. Документ был подписан представителями "Алора", "Атона", Альфа-банка, БКС, "КИТ финанс", "Тройки диалог", "Открытия", "Финама".

"Развитие финансового кризиса в 2008-2009 гг. вызвало резкое сокращение номинальных оборотов и размеров портфелей маржинальных кредитов у онлайн-брокеров. Эти два фактора спровоцировали серьезное уменьшение прибыли, и участники оказались в сложной ситуации...", — говорится в их послании. В последние годы между инвесткомпаниями было настоящее соревнование по снижению тарифов на интернет-трейдинг. Сейчас у большинства интернет-брокеров они составляют 0,02-0,05% от оборота. "Если брокеры будут поддерживать тарифы, которые порекомендует НАУФОР, то это позволит избежать гонки по снижению комиссий, которую мы наблюдали последние несколько лет", — говорит вице-президент БКС Юрий Минцев.

Автор: Константин Ушаков
15.04.2009Источник: CIO-World
все публикации | подписка на рассылку

 

-=endpage=-



Размещение информации на сайте | Условия размещения рекламы


Copyright 2000-2010 iFin.ru, e-mail:
создание сайта: Aplex, Дизайн: Максим Черемхин
TopList Rambler's Top100