От банков к современным технологиям через "законодательный мост"
Открывая заседание, президент Ассоциации "Россия", член профильного комитета Государственной Думы и Национального банковского совета Анатолий АКСАКОВ, отметил, что предложенный к обсуждению проект Стратегии повышения доступности банковских услуг является составной частью Стратегии развития банковской системы России, над которой сейчас работают специалисты Ассоциации "Россия" и аналитики агентства "Эксперт РА".
Как показал анализ, сегодня около 96% россиян обращаются в банки за проведением расчетов и переводом денег, более 30% имеют банковские вклады и около четверти наших граждан получили потребительские кредиты. Для сравнения: наиболее распространенной небанковской финансовой услугой — ОСАГО — пользуются 20% населения страны, к добровольному же страхованию прибегает лишь один человек из десяти.
В последние годы банки на рынке розничных платежей оказались потеснены новыми игроками — небанковские организации принимают платежи за коммунальные услуги, услуги связи и даже платежи в погашение потребительских кредитов. Ежегодно этот рынок растет на 15-20%. Все активнее входят в жизнь современные технологии, в том числе удаленный сервис. Очевидно, что для повышения доступности финансовых услуг должен достаточно быстро развиваться аутсорсинг на основе агентских и субагентских отношений, дистанционное обслуживание. Поэтому необходимо, чтобы право поспевало за научно-техническим прогрессом. На деле же принимаемые законы нередко тормозят развитие.
Первое слово в дискуссии ведущий заседание Дмитрий ЕКЕНИН — глава Комитета по расчетно-платежным системам, председатель правления КБ "Платина" — предоставил Олегу ИВАНОВУ. Вице-президент Ассоциации региональных банков России сосредоточил внимание на содержательных положениях Стратегии, объединенных в два крупных блока. В первом дан анализ существующей ситуации, во втором — предложения по развитию, как организационо-технического плана, так и правовые. По мнению разработчиков документа, сегодня на рынке розничных услуг более вольготно чувствуют себя небанковские учреждения, тогда как банки находятся под жестким надзором. Многие болезненные вопросы обсуждаются из года в год, но не получают решения. Между тем, по словам О. Иванова, "зачастую сегодняшние дискуссии идут о прошлом", не учитывая новых задач, связанных с внедрением современных технологий, мобильного банкинга, "электронных денег" и т.д. Олег Иванов обратил внимание участников дискуссии на страницы проекта, содержащие конкретные предложения по совершенствованию финансового законодательства. Их реализация, по мнению докладчика, "позволила бы выстроить мост между банками и современными технологиями". В целом же задачу новой Стратегии Олег Иванов видит в построении всеохватывающей системы оказания финансовых услуг".
В процессе обсуждения проекта выступили представители Банка России, научной общественности, коммерческих банков и финансовых структур. Несмотря на то, что мнения высказывались порой диаметрально противоположные, общий характер дикуссии был весьма конструктивным. В частности, представители регулятора и банковского сообщества согласились, что в ключевых направлениях необходимо скоординировать усилия, с тем, чтобы достичь оптимального результата. Если Ассоциация "Россия" выражает мнение банковского сообщества, то Банк России — реакцию регулятора, и здесь необходимо, как отметил А. Аксаков, перевести обсуждение "в плоскость совместной конкретной работы".
Не менее горячую полемику вызвал и второй вопрос повестки дня — о внесении изменений в статью 13.1 закона "О банках и банковской деятельности". С предложениями, подготовленными Комитетом по расчетно-платежным системам, собравшихся ознакомил его председатель Дмитрий ЕКЕНИН. Коротко их суть в том, что если часть операций выводится из-под банковского надзора, то их необходимо фискализировать. Глава Национальной ассоциации участников электронной торговли Борис КИМ конкретизировал задачу, напомнив, что в мировой практике известны три способа фискализации, и нужно предоставить участникам рынка возможность свободного выбора одного из них. Однако "спасательным кругом для банков" может стать именно фискализация процессинговых центров.
В заключение участники заседания одобрили план работы Комитета по расчетно-платежным системам на 2008 год.