Электронный банкинг (интервью с Анной Чернобыльской, заместителем директора направления розничного обслуживания компании "Диасофт")
Какие положительные и отрицательные стороны электронного способа работы банков по ипотеке в целом и ипотечным долгам в частности, можно выделить? Какие банковские операции наиболее часто проходят в электронном виде?
Анна Чернобыльская, заместитель директора направления розничного обслуживания компании "Диасофт":
- Положительные стороны нововведения очевидны - сокращение временных затрат заемщиков. Это особенно актуально, так как в последнее время все чаще ипотечный кредит приобретается не на основную, а на загородную недвижимость, где личное присутствие заемщика при операциях, связанных с закладными, особенно невыгодно с точки зрения времени. Отрицательные же стороны связаны, в первую очередь с рисками, которые еще выше потому, что ипотека регламентируется законом о защите прав потребителей, а не Гражданским Кодексом.
В целом, электронный способ работы по ипотеке необходим, это подтверждает и мировая практика. Возможность автоматически перечислять средства с банковского или карточного счета, эффективная поддержка взаимодействия с клиентом с помощью современных технологий, таких как Интернет или SMS, позволят банку предлагать клиенту новые продукты, информировать его о состоянии его задолженности и иных условиях по кредиту, например, в случае договора с плавающей кредитной ставкой. В этом случае банку необходимо самому обращаться к клиенту, что позволит оперативно обнаруживать риски по возврату ипотеки связанные с состоянием обеспечения, с состоянием здоровья заемщика и тому подобное.
В России электронные операции преобладают в секторе обслуживания корпоративных клиентов. По разным данным на их долю приходится 80-90% операций, и число их постоянно растет. В сфере розничного бизнеса электронные операции пока не превышают 20% и, в основном, охватывают информационное обслуживание - просмотр остатка по счету клиента, выписки по счету. Из платежных операций наиболее активное развитие получил не интернет-банкинг, а SMS- и мобильный банкинг, в связи с тем, что счет мобильного телефона в любом случае требует пополнения, и этот сервис интуитивно понятен.