Услуги, которые предоставляет Интернет, значительно упростили жизнь современного человека – помогают экономить драгоценное время. Это понятно всем. Однако далеко не все потребители знают, как использовать возможности сети с наибольшим коэффициентом полезного действия.
Так, в России уже многие банки предлагают услуги управления финансами через Интернет – таких кредитных организаций более 300. Как утверждает Олег Скворцов, заместитель председателя правления Абсолют Банка "операции, осуществляемые с помощью Интернет, прежде всего удобны, ведь их можно производить с любого компьютера, имеющего доступ к сети. Они значительно экономят время – платежи по некоторым операциям проходят моментально, к тому же не нужно стоять в очереди".
Однако система обслуживания физических лиц в российских банках развита не на должном уровне. В основном потребители через Интернет осуществляют платежи в адрес сервис-провайдеров (компаний сотовой связи и интернет-услуг) и переводы в рублях в адрес третьих лиц. Если говорить о кредитовании, то такой услугой пользуются единицы из общего числа заемщиков. Написать заявку на получение кредита можно оперативно – на сайте практически любого банка. Возможность погашать кредиты через Интернет дают не все банки - около 50. При этом, как отмечает Олег Скворцов, "главным плюсом погашения кредита через Интернет является тот факт, что для осуществления платежа не нужно ежемесячно в один и тот же день ездить в офис банка, можно оплатить кредит без вынужденной просрочки, даже находясь за границей". Такая возможность действительно очень удобна, ведь непредвиденные жизненные обстоятельства могут возникнуть у каждого, а штрафы за просрочку платить никому не хочется.
Для того чтобы избавить себя от лишних хлопот, заемщику нужно прийти в банк, чтобы заключить договор онлайнового обслуживания и получить доступ к банковским интернет-услугам. Некоторые кредитные организации просят клиентов самостоятельно сформировать ключи доступа и зарегистрировать их в банке.
Несмотря на то что плата за комфорт невелика (в среднем 1000 руб. за подключение и около 30 руб. – абонентская плата), россияне воспользоваться данной услугой не спешат. Потенциальных клиентов отпугивает сама система банковского интернет-обслуживания. Многие потребители считают ее достаточно сложной. Со своей стороны кредитным организациям мешает совершенствовать данную услугу неразвитость систем информационной безопасности, ведь данный процесс несет банку определенные риски со стороны мошенников, стремящихся к "легким" деньгам.
Аналитики отмечают, что такое положение дел в банковском секторе может привести к тому, что при вступлении России в ВТО многие российские кредитные учреждения окажутся просто "за бортом" значительной части ниши онлайного обслуживания клиентов. Данный сектор будет завоеван иностранными банками, которые придут на российский рынок с развитыми системами удаленного обслуживания клиентов. "Онлайновые сервисы среди россиян сегодня очень не популярны, - говорит Денис Шевчук, заместитель генерального директора компании "Интерфинанс", - поэтому данный рынок в России можно считать практически неосвоенным". Между тем, по оценке экспертов, использование Интернета для развития банковских услуг по кредитованию очень перспективен и открывает большие возможности банкам для увеличения объемов кредитования.