Как показывает исследование, проведённое компанией TowerGroup, в течение ближайших пяти лет объём микроплатежей будет расти бурными темпами. К 2009 г. объём микроплатежей только в США увеличится до $11,5 млрд. Главный фактор роста — повсеместное проникновение мобильных телефонов, а также спрос на цифровой контент в интернете.
Во времена бума доткомов некоторые компании пытались вывести на рынок платёжные системы для микроплатежей. Например, этим занимались американские фирмы Beenz и Flooz, но после кризиса они прекратили своё существование. Приятно, что крупнейшая система микроплатежей в Рунете Webmoney сохранила своё существование и отлично работает до сих пор. Судя по результатам исследования TowerGroup, у этой инновационной системы интересное будущее.
Микроплатежи — это транзакции объёмом до $5 с минимальной комиссией за перевод или вообще без комиссии. В 2003 г. объём микроплатежей в американском интернете составил $1,9 млрд, а мобильных микроплатежей (покупка мелодий, заставок и др.) — $0,15 млрд. Однако в ближайшие пять лет объёмы будут расти гигантскими темпами. Темпы прироста составят невероятные 100% в год для мобильных телефонов и 20% для онлайновых микроплатежей.
2004 г. Интернет — $2,8 млрд; мобильные — $0,4 млрд (в сумме — $3,2 млрд) 2005 г. Интернет — $3,7; мобильные — $0,8 млрд (в сумме — $4,5 млрд) 2006 г. Интернет — $4,6; мобильные — $1,7 млрд (в сумме — $6,3 млрд) 2007 г. Интернет — $5,5; мобильные — $2,9 млрд (в сумме — $8,4 млрд) 2008 г. Интернет — $6,1; мобильные — $4 млрд (в сумме — $10,1 млрд) 2009 г. Интернет — $6,7; мобильные — $4,8 млрд (в сумме — $11,5 млрд)
Совокупный годовой прирост составит 23%.
К 2009 г. объёмы микроплатежей в интернете и через мобильные телефоны станут вполне сравнимыми, тогда как сейчас в интернете происходит в семь раз больше транзакций.
В отчёте сообщается, что основным рынком для микроплатежей сейчас является оплата за цифровой контент. Раньше электронные микроплатежи составляли микроскопическую часть от многотриллионного объёма потребительских платежей. Но в 2003 году ситуация сдвинулась с мёртвой точки именно благодаря цифровому контенту. Владельцы мобильных телефонов стали активно покупать мелодии и заставки для своих мобильников, а в интернете появился сверхпопулярный сервис iTunes и другие магазины по розничной продаже цифрового контента.
До сих пор не существует единого решения, которое бы отвечало всем требованиям. Рынку нужна безопасная (без потерь) и гарантированно быстрая обработка транзакций в большом объёме. Разработчики платёжных систем никак не могут прийти к единому мнению, как лучше проводить транзакции: включать их в общий счет за услуги (операторы мобильной связи), списывать из предварительно внесенных депозитов (iTunes и другие онлайновые магазины) или суммировать и проводить в виде крупных транзакций.
Эксперты TowerGroup считают, что в ближайшие пять лет на рынке развернётся острая конкуренция между различными системами микроплатежей. В игру вступит тяжелая артиллерия — крупные банки.