Страхование в интернете: автомобильный и медицинский бум
На вопросы "Рокфеллера" отвечает начальник отдела интернет-проектов "Группы Ренессанс Страхование" Андрей Радюшин
Каковы общие и различные тенденции в обычном страховании и в интернете?
В 2002 году в интернет-страховании более явно проявились несколько тенденций.
По-прежнему наиболее востребованным в сети осталось автострахование. Но при этом изменилась структура спроса на этот страховой продукт: доля тех, кто страхует комплексно и риск "каско" (угон+ущерб), и гражданскую ответственность, выросла, в то время как доля страхователей только гражданской ответственности сократилась. Объяснение этому процессу я вижу в том, что меняется структура самого автопарка в России. Не секрет, что 2002 год сталљ очень успешным для продавцов именно новых иномарок. А новые иномарки страхуют по риску "каско" значительно чаще, чем старые.
Еще об одной тенденции в интернете можно говорить с достаточной уверенностью – это увеличение спроса на виды страхования, отличные от автострахования. Речь идет о страховании имущества, добровольном медицинском страховании (ДМС) и страховании от несчастного случая. Если говорить на языке цифр, то продажи Renins.com увеличились по ДМС на 526,5%, по страхованию от несчастного случая - на 329,7%, по страхованию имущества - на 105,84%.
Как о наметившейся тенденции, можно говорить о приходе в интернет-страхование юридических лиц. Особый интерес компаний вызывает страхование имущества, грузов и добровольное медицинское страхование сотрудников. Они стали воспринимать интернет как еще один коммуникационный канал для работы со страховой компанией.
Какие виды страхования наиболее приемлемы для интернета? Почему?
В интернете легче всего продавать стандартные страховые продукты и те, которые пользуются популярность в off-line. Ведь не зря автострахование остается уже несколько лет лидером интернет-продаж.
Довольны ли вы итогами 2002 года в целом?
Вполне довольны. Произошло увеличение продаж, через сеть стали страховаться не только физические, но и юридические лица, весь год наблюдался активный рост продаж страховых продуктов, особенно в видах, отличных от автострахования.
Что препятствует развитию страхования в России в целом и в Рунете в частности?
Развитию страхования, как в Рунете, так и в целом, мешают пресловутая низкая страховая культура и специфический менталитет нашего человека. Не зря одна из самых популярных пословиц у нас "пока гром не грянет, мужик не перекрестится". Что касается страхования в интернете, то активному развитию препятствует общее настороженное отношение к электронной коммерции. Более того, страхование относится к сложным финансовым услугам, и у пользователя возникает желание пообщаться вживую с представителем страховой компании, прежде чем принимать окончательное решение. Без таких консультаций купить страховой полис может только очень подготовленный пользователь, у которого, скорее всего, был опыт страхования.
Насколько остра конкуренция страховщиков в Рунете? В чем это проявляется?
Я не могу сказать, что есть какая-то ожесточенная конкуренция в Рунете между страховщиками. Вернее было бы говорить просто о конкуренции между страховыми компаниями. Клиент пока выбирает страховщика, оценивает его репутацию, соотносит цены, условия и только потом приходит на сайт. И в этот момент важным является качество самого сайта: информация, которая там выложена, дизайн и т. д.
Какие бы вы дали рекомендации желающим застраховаться через интернет?
Рекомендаций может быть несколько: 1. - не полениться почитать правила страхования; 2. - если возникли вопросы, обязательно задать их; 3. - проверить наличие SSL-сертификата. Сертификат выступает в качестве «удостоверения личности сайта», подтверждая, что сайт действительно принадлежит компании, на имя которой он выдан. Кроме того, SSL-протокол обеспечивает безопасную коммуникацию, делая практически невозможным перехват и использование вводимых вами персональных данных. Выдают такой сертификат международные сертификационные центры. Чтобы проверить его наличие, необходимо найти в правом нижнем углу окна браузера обозначение в виде желтого замочка. Если его нет, это значит, что соединение небезопасно. Если замочек есть, можно по нему щелкнуть и получить информацию о том, не истек ли срок действия сертификата, кому он принадлежит и др.
Ваши планы на 2003 год?
Наши планы логически вытекают из нашего текущего состояния - дальнейший рост продаж: увеличение различных видов страхования, более активная работа с юридическими лицами, улучшение качества послепродажного сервиса.