Владельцы пластиковых карточек Сбербанка смогут узнавать о состоянии своего счета и проведении операций с помощью мобильных телефонов. "Сбер" подписал соглашения с "ВымпелКомом" и МТС и после каждой транзакции будет посылать держателям карт SМS-сообщения.
"ВымпелКом" подписал соглашение со Сбербанком 1 октября, а МТС - 8 октября. Теперь клиенты Сбербанка, которые пользуются карточками международных платежных систем, смогут получать на свои мобильные телефоны, работающие в стандарте GSM, сообщения об операциях по картам.
После того как по карточке проходит транзакция, ее держатель в течение нескольких секунд после авторизации получает на экран сообщение о том, сколько денег снято со счета, в какой валюте, в каком магазине или ресторане, а также остаток по счету.
По словам директора управления банковских карт Сбербанка Андрея Соболева, эта услуга удобна и полезна как для держателя карты, так и для банка. Например, если мошенникам удалось получить доступ к счету по поддельной карточке где-нибудь на другом конце света, это сразу станет известно ее настоящему держателю и он сможет оперативно ее заблокировать.
Кроме того, таким образом можно защитить себя от бестолковых продавцов или официантов, которые иногда по два раза снимают деньги с карточки за одну и ту же покупку или счет. В таком случае, получив практически одновременно два одинаковых сообщения, держатель карточки сможет разобраться с ситуацией "не отходя от кассы".
Эту услугу Сбербанк в течение первых трех месяцев предлагает бесплатно, а дальше держатели одной или двух карточек будут платить по $2 в месяц. Исключение составляют карточки Visa Gold и MasterCard Gold - для них услуга всегда будет бесплатной.
Кроме получения от банка SМS-сообщений держатели карточки смогут запросить информацию об остатке на счете и получить данные о пяти последних транзакциях. Абонентам сети "Би Лайн GSM", как рассказал журналистам директор по развитию продуктов и электронной коммерции "ВымпелКома" Виктор Маркелов, не нужно будет самим формировать сообщения - они будут заложены в телефонном меню, в разделе под названием "Сбербанк".
Однако есть банки, которые уже пользуются SМS-сообщениями для общения с клиентами. Первым подобную услугу полтора года назад предложил Дельтабанк, полгода назад - Мастербанк, SМS-сообщения о движении средств по счету получают и отдельные клиенты Гута-банка. Но эти банки соглашений с операторами не подписывали. Они лишь отправляют свои SМS-сообщения клиентам и этим ограничиваются. Вместе с тем их услуги дешевле, чем у Сбербанка. Дельтабанк берет в месяц по $1 независимо от количества карточек у клиента, а Мастербанк предоставляет эту услугу вообще бесплатно.
По мнению начальника управления платежных средств Мастербанка Олега Сафонова, плата $2 за подобную услугу слишком высока.
Вице-президент Гута-банка Андрей Ванин говорит, что банк "не хочет завязывать себя на провайдеров". Если оператор что-то зашивает в SIМ-карту, а у банка появляется новая идея по использованию мобильной связи, что-то поменять будет сложно и банк заранее ограничивает круг подобных операций, объясняет он.
* * *
До сих пор в России самой продвинутой технологией прямого доступа к счету считался интернет-банкинг, благодаря которому клиент банка с помощью обычного компьютера через Сеть может совершать стандартные банковские операции в режиме on-line: отслеживать движение денег, оплачивать счета, покупать и продавать валюту, делать денежные переводы, пополнять карточный счет, получать выписки и т. п. Сейчас многие банки могут похвастаться этой услугой (в частности, Гута-банк, "Северная казна", БИН-банк, НОМОС-банк, Альфа-банк), причем в круглосуточном режиме. Первопроходцем был Автобанк, предложивший своим частным клиентам в мае 1998 г. систему "Домашний банк".