Павел Миледин
В прошлом году страховые компании продали через Интернет страховок более чем на $2 млн. Хотя это составляет всего 0,02% от всей собранной премии, для рынка, которому всего два года от роду, это не такой плохой результат. Пионером на рынке интернет-страхования стала "Группа Ренессанс Страхование", которая провела широкую маркетинговую акцию в конце 1999 г. и за первый год продала через Сеть страховок на $100000. Спустя год примеру "Ренессанса" последовали другие компании, а некоторые из них серьезно занялись развитием продаж страховок через Интернет. Наибольшего успеха (см. табл.) добилось "РОСНО", собравшее по итогам прошлого года $1,2 млн премии через Интернет. А лидер рынка — "Ренессанс" опустился на 3-е место. В "РОСНО" удивились своему успеху. "Я не знаю, наверное, посещаемость сайта выше, известность марки повлияла на результат", — говорит первый заместитель гендиректора "РОСНО" Борис Туркин. Все опрошенные "Ведомостями" компании назвали лидером интернет-продаж договоры автострахования. В "Ингосстрахе" на них пришлось 78% премии, в "Ренессансе" — около 60%, в "РЕСО-Гарантии" аж 97%. Дальше по объему идет страхование выезжающих за рубеж: у "Ренессанса" он составляет 30% страховой премии. В компании говорят, что основными клиентами являются турфирмы. Популярны также добровольное медицинское страхование и страхование имущества. Впрочем, оплата большинства купленных заключенных через Сеть договоров страхования происходит традиционным образом. Как сообщил руководитель отдела интернет-проектов "Группы Ренессанс Страхование" Андрей Радюшин, по кредитным картам было заключено около 15% договоров — во всех остальных случаях клиенты приходили в компанию оплачивать договоры, предварительно выписав полис через Интернет, или вызывали страхового агента. В "РОСНО" говорят, что около 80% клиентов расплачиваются карточками. В других компаниях, например в "РЕСО-Гарантии", возможности расплатиться кредиткой вообще не предусмотрено. Страховщики собираются развивать этот бизнес и дальше. По словам представителя "Ингосстраха" Сергея Олесюка, основное преимущество — снижение издержек. Туркин из "РОСНО" (видимо, под впечатлением от итогов работы компании) предположил, что продажи через Интернет могут достигнуть 10% поступлений компании. Пока этот показатель составляет 0,19%. В других страховщиках этот оптимизм не разделяют. Радюшин из "Ренессанса" прогнозирует совокупный объем интернет-продаж страховок в 2002 г. около $3,5 млн. Он обращает внимание на то, что компании по-разному оценивают поступления через Интернет, поэтому итоговые цифры могут зависеть от методов подсчета.
Сборы премий по интернет-страхованию в 2001 г.
Компания | Взносы, $ тыс. | Доля в общем объеме поступлений | РОСНО | 1200 | 0,19% | РЕСО-Гарантия | 534 | 0,34% | Группа Ренессанс-Страхование | 450 | 1,36% | Ингосстрах | 230 | н/д |
|