Андрей Бурдинский
По данным российского финансового портала iFin.ru, в России за прошедший год число банков, предлагающих услуги интернет-банкинга, выросло в 6 раз и на сегодня количество инсталляций подобных систем превысило три сотни! Однако такие темпы роста показывает лишь корпоративный интернет-банкинг, обслуживающий потребности юридических лиц. В сегменте частного интернет-банкинга, нацеленного на предоставление услуг физическим лицам, бума пока не наблюдается. В настоящее время лишь около 20 кредитных учреждений предлагают различные формы услуг интернет-банкинга для частных клиентов, причем не все из этих услуг отличаются широкими возможностями. За весь прошедший год на российском рынке не появилось ни одного нового банка, который предложил бы услугу интернет-банкинга для физических лиц, способную конкурировать по полноте функционала и сервису с первыми российскими системами Автобанка и Гута-Банка, появившимися еще в 1998-1999 годах. Некоторые банки предлагают услуги, в которых реализованы только информационные функции удаленного банковского сервиса: просмотр состояния счетов, получение выписок. Некоторые добавляют к информационному сервису возможности по перемещению средств между собственными счетами клиента, включая пополнение карточных счетов. Другие банки идут дальше и предоставляют клиенту возможность отправлять рублевые переводы, а также оформлять и совершать периодические (абонентские) платежи. Однако это еще не все, что делает услугу интернет-банкинга привлекательной для частного клиента. Вот мнение Юрия Гусева, директора компании CSBI: "Современная система интернет-обслуживания физических лиц должна включать в себя не только выполнение платежей и просмотр выписок по счету за определенный период, но и возможность открывать срочные вклады, торговать ценными бумагами, при этом система должна быть проста в использовании и содержать полную демоверсию". Что же мешает банкам внедрять и использовать полноценные системы интернет-банкинга? Одна из главных причин - отсутствие на российском рынке широкого предложения готовых решений, ориентированных на обслуживание физических лиц. К сожалению, отечественные разработчики систем интернет-банкинга до сих пор не уделяют данному направлению хотя бы такого же внимания, что и системам для корпоративных клиентов. По словам Димитрия Репана, генерального директора компании БИФИТ, "рынок решений для обслуживания юридических лиц постепенно насыщается, многие банки уже приобрели и активно эксплуатируют подобные системы. Развертывание решений по обслуживанию физических лиц пойдет вторым этапом - так, как это происходит, например, в Банке Москвы". Другая, более явная причина низкой активности банков на рынке персонального интернет-банкинга, которую называют большинство аналитиков, - отсутствие массового спроса на эти услуги со стороны населения. Действительно, у людей нет, да просто и не может быть заранее сформированного спроса на банковские интернет-услуги. При этом слишком мала вероятность, что спрос на эту новую форму обслуживания возникнет сам по себе. По мнению специалистов, спрос нужно формировать, причем формировать очень активно, как это делали и продолжают делать, например, операторы мобильной связи. С этой точки зрения выжидательная позиция банков, ждущих, пока клиенты сами начнут требовать интернет-сервис, выглядит по крайней мере неоправданной. Однако есть аргументы, которые могут изменить позицию нерешительных банкиров. Прежде всего это касается показателей деятельности банков, уже предлагающих услуги интернет-банкинга. На протяжении последнего года в этих банках идет постоянный рост числа клиентов, обслуживаемых через Интернет. Рано или поздно этот постепенный рост, по мнению Ильи Митричева, заместителя генерального директора компании РФК, "должен перейти в качественный скачок развития рынка банковских интернет-услуг, тем более что увеличение количественных показателей использования интернет-банкинга сопровождается постоянным поиском новых путей развития таких систем". Так, по информации, предоставленной нам Автобанком и Гута Банком, в начале 2002 года количество частных клиентов, обслуживаемых в этих банках и использующих системы интернет-банкинга, составляло более 3000 и 4000 человек соответственно. Годовой прирост клиентов составил около 40%. При этом за последний год общий месячный оборот по счетам клиентов, использующих системы интернет-банкинга, вырос в этих банках в 3-4 раза и составляет в среднем 3-3,5 млн долл. в месяц в каждом из банков. Это хорошие показатели для любого, даже "невиртуального", отделения банка. А если учесть, что затраты на эксплуатацию "интернет-отделений" банков могут быть существенно ниже расходов на содержание физических офисов, получается, что уже сегодня такие отделения могут быть очень эффективными. Вот и по мнению Дмитрия Ревенка, генерального менеджера компании "ИНИСТ", "без использования интернет-сервиса обслуживание большого количества частных клиентов может быть для банка просто убыточным, ведь в отличие от юридических лиц в основной массе такие клиенты оперируют небольшими суммами". Применение же интернет-банкинга при массовом использовании существенно сокращает издержки в расчете на одну операцию и делает работу с физическими лицами рентабельной. Особые надежды на активизацию рынка интернет-банкинга связаны с появлением на российском рынке совершенно нового сервиса - услуг аутсорсинга по организации банковского обслуживания частных клиентов через Интернет. Теперь банки могут воспользоваться готовой информационно-технологической инфраструктурой для предоставления своим клиентам услуг интернет-банкинга. Сергей Марьин, президент компании "Рапида": "Преимущества использования готовых решений на условиях аутсорсинга особенно очевидны для мелких и средних банков, которым высокая стоимость собственных решений и их продвижения не позволяет внедрять высокотехнологичные продукты". Несомненно, положительное влияние на развитие интернет-банкинга окажет и улучшение законодательной базы, связанное с принятием закона "Об электронно-цифровой подписи (ЭЦП)", и рост благосостояния граждан, который уже сегодня выражается в увеличении спроса на расчетные и депозитные услуги банков. Все это уже в ближайшее время может привести к массовому выходу на рынок нескольких десятков кредитных учреждений с услугами интернет-банкинга, потому что за средства населения будет уже невозможно бороться без удобных систем удаленного обслуживания. Однако для этого необходимы, по мнению Алексея Попова, генерального директора компании "Банк'с Софт Системс", совместные усилия банков, фирм-разработчиков и компаний, занимающихся исследованиями и анализом в этой области, а также профессиональных объединений. Одним из примеров такой кооперации является ежегодный смотр достижений интернет-финансовых услуг и технологий, который проходит на апрельском Форуме "iFin-2002" в Москве. По словам президента Ассоциации российских банков Сергея Егорова, "подобные мероприятия не просто дают возможность ознакомиться, сравнить и выбрать решения и услуги в сфере интернет-банкинга, они активно способствуют развитию самого рынка".
Интернет-банкинг для частных клиентов
Банк | Город | Название услуги | Дата запуска | АВТОБАНК | Москва | Интернет Сервис Банк | 1998 | АВТОГРАДБАНК | Набережные Челны | WWW-Банк | 2001 | ГУТА-БАНК | Москва | Телебанк | 1999 | ДЗЕРЖИНСКИЙ | Пермь | Интернет-Банк | 2002 | ИМПЭКСБАНК | Москва | Интернет-Банк Экспресс | 2001 | ИНГОССТРАХ-СОЮЗ | Москва | Интернет Сервис Банк | 1999 | КУЗНЕЦКБИЗНЕСБАНК | Новокузнецк | Home banking | н/д | МЕНАТЕП СПБ | Санкт-Петербург | Домашний банк | 2000 | МДМ-БАНК | Москва | e-plat | 2001 | ОМСКПРОМСТРОЙБАНК | Омск | Интернет-Банк | 2000 | ПЕРВОЕ О.В.К. | Москва | Интернет-Банк | 2001 | ПЛАТИНА | Москва | CyberPlat | 1998 | СИР | Якутск | Home banking | н/д | ЭЛЛИПС БАНК | Нижний Новгород | Телебанк-НН | 1999 | Источник: iFin.Ru - специально для "Известий" |
|