Большинство наших соотечественников до сих пор не имеет не только доступа в Интернет, но и счета в банке. О том, что дистанционное управление финансами может стать прибыльным бизнесом, знают единицы. Между тем некоторые российские банки уже предоставляют услуги интернет-банкинга, а аналитики предрекают стремительное развитие онлайн-услуг уже в ближайшем будущем. Обозреватель "Газеты" Светлана Иванова решила выяснить у специалистов, когда управление счетами через Интернет станет для россиян привычным делом.
Директор департамента информационных технологий БИН-баика Геннадий Демишев: Для того чтобы финансовые интернет-услуги стали обычным делом, в этом должны быть заинтересованы не только банки, но и их клиенты. Будущее электронных платежей зависит от самих компаний, точнее, от их желания реструктурировать платежные процессы и системы. Это предполагает участие не только банков, но также и производителей программного обеспечения, автоматизирующих финансовую сеть поставок. Рынок финансовых интернет-услуг будет быстро развиваться и количественно, и качественно. Получат широкое распространение такие сервисы, как интернет-банкинг, интернет-трейдинг и интернет-страхование.
Директор департамента развития банковского бизнеса Автобанка Дмитрий Железцов: Несмотря на то что многочисленные "громкие" проекты развития электронной коммерции в России пока так и не увенчались успехом, я смотрю на перспективы интернет-банкинга в России с оптимизмом. На это есть по крайней мере три причины. Во-первых, все больше и больше людей получают необходимые финансово-технические знания, позволяющие пользоваться современными "продвинутыми" услугами. Во-вторых, доверие населения к банкам сегодня вновь возросло, и все большее число россиян постоянно осуществляет через банки всевозможные операции. Естественно, возможности интернет-банкинга, позволяющего проводить любые операции заочно, экономят силы и время на поездки в банк. Они не могут не быть интересны этой категории клиентов. В-третьих, операции при помощи интернет-банкинга становятся более выгодными для клиента с точки зрения денежных затрат. Эти и другие факторы не могут не привести к росту количества пользователей интернет-банкинга.
Руководитель управления обслуживания крупных корпоративных клиентов Parex Banka (Латвия) Гатис Кокинс: Россия не является исключением, и потому данный сегмент рынка ждет путь, по которому уже прошли банки Западной Европы и других развитых стран мира. Нам представляется, что число клиентов, пользующихся интернет-услугами, в ближайшие несколько лет будет ежегодно по крайней мере удваиваться. До полного насыщения рынка еще слишком далеко. В Латвии услугу интернет-банка уже смело можно называть стандартной. Уверены, что и в России будет такая же ситуация, поскольку интернет-технологии развиваются стремительно. Интернет-среда развивается преимущественно в крупных городах и промышленных центрах, что совпадает со стратегическими интересами банков. Сейчас банки прежде всего совершенствуют сервис по проведению платежей, так как эта услуга востребована больше, чем, например, интернет-трейдинг. Позже банки будут использовать интернет-банк для продажи прочих банковских продуктов.
Начальник отдела интернет-банкинга банка "Первое ОВК" Владимир Вешняков: Есть все основания предполагать, что рынок финансовых интернет-услуг в России будет развиваться стабильно. Вскоре банки просто не смогут обходиться без предоставления интернет-услуг: иначе они будут терять клиентов. В наше время большое значение имеет скорость предоставления услуги. А интернет-банкинг дает возможность управлять счетами в режиме реального времени из любого места. Стандартными вскоре станут услуги, связанные с информационным обслуживанием. Они будут предоставляться большинством банков уже через год-два. Даже если банк не сочтет необходимым понести определенные затраты на разработку программного обеспечения и запуск wеb-сервера, он будет использовать какую-либо из стандартных систем, которые скоро появятся на рынке в достаточном количестве.
Заместитель председателя правления Судостроительного банка Ярослав Стешко: Рынок финансовых интернет-услуг зависит от развития общего рынка банковских услуг для частных клиентов и от темпов роста активной интернет-аудитории. И сложно сказать, что первично. На сегодняшний день объем использования населением финансовых услуг минимален: наличная форма оплаты по-прежнему остается в России наиболее распространенной и привычной. Банковские вклады составляют лишь малую толику от общего объема сбережений, рынок ценных бумаг едва зарождается. С другой стороны, рост числа интернет-пользователей существенно тормозится слабо развитой инфраструктурой телекоммуникаций. Поэтому говорить о скором превращении рынка финансовых интернет-услуг в массовый - маниловщина. Банковские интернет-сервисы станут стандартными, когда банкинг и трейдинг будут востребованы массовым потребителем. Когда сложится необходимая телекоммуникационная инфраструктура, способная обеспечить физическую возможность доступа широких слоев населения к финансовым онлайн-услугам. Иными словами, когда Интернет станет такой же привычной и неотъемлемой частью жизни человека, как, например, телевидение.
Начальник управления координации и развития информационных технологий Росбанка Александр Рачков: Учитывая дороговизну компьютеров и высокую стоимость подключения к Интернету для частных клиентов, а также российскую консервативность, можно прогнозировать сравнительно медленный рост рынка финансовых интернет-услуг в России. Но, с другой стороны, для предоставления банковских интернет-сервисов практически не нужны филиалы. Поэтому любой банк, обладая интернет-технологиями, может получить очень существенное конкурентное преимущество по завоеванию розничного рынка.
Начальник отдела интернет-технологий и электронной коммерции Импексбанка Юрий Стрельченко: Управление счетом через Интернет станет обычной услугой примерно через три года. Важным сегментом этого рынка для банков является проведение платежей для интернет-торговли с помощью банковских карт. В ближайшие 2-3 года произойдет незначительный рост платежей, а затем обороты интернет-торговли по картам начнут ощутимо расти. Это произойдет благодаря увеличению числа держателей микропроцессорных карт различных систем и более широкому внедрению специальных устройств для работы с ними (смарт-ридеры, мобильные телефоны с ридером, работающим с внешней микропроцессорной картой).
***
Интернет-банкинг - это управление банковскими счетами через Интернет. Благодаря системе интернет-сервиса клиент может 24 часа в сутки с любого компьютера, подключенного к Интернету, контролировать свое финансовое состояние и расплачиваться за товары и услуги, в том числе коммунальные, торговать валютой и ценными бумагами. Для того чтобы стать клиентом онлайн-банка, нужно открыть счет в одном из обычных банков, которые предоставляют такие услуги. Банк должен иметь специальное программное обеспечение, позволяющее каждому пользователю иметь собственную электронную идентификацию. К тому же каждая операция должна быть защищена от посторонних. На сегодняшний день услуги интернет-банкинга частным лицам оказывают около 10 банков.