Александр Кауров, главный специалист Фирмы страхования гостиниц и объектов сервиса
ОАО "РОСНО", как лидер по осуществлению страховых программ на рынке гостинично-туристского комплекса, разрабатывает проект внедрения новых компьютерных технологий по страхованию гостиничных предприятий. Апробация данного проекта позволит уменьшить трудозатраты сотрудников гостиниц по обслуживанию договоров страхования и сделает прозрачными взаимоотношения страхователя и страховщика. Интернет-технологии все активнее проникают на российский рынок гостеприимства. Так, на 1-ой Московской Международной Туристской Ярмарке MITF 2001, состоялось официальное открытие Интернет-портала по отелям Москвы (www.moshotel.ru), который был разработан под эгидой Московской ассоциации гостиниц и туристских организаций "Мостуротель" при поддержке Комитета внешнеэкономических связей Правительства Москвы и ГАО "Москва". Проект содержит информацию обо всех отелях столицы, а по некоторым из них можно совершить виртуальную экскурсию. Кроме того, проект предназначен для освещения событий в области гостеприимства и имеет отдельный раздел для туристического бизнеса. С помощью этого портала пользователь сети Интернет может выбрать наиболее подходящий ему отель и найти другую необходимую информацию относительно пребывания в Москве, также прорабатывается возможность внедрения системы онлайнового бронирования гостиничных номеров. Гостиницам же данный ресурс позволяет самостоятельно администрировать свои страны, размещенные на портале. При этом отели стали уделять больше внимания созданию собственных сайтов в целях предоставления информации об услугах и обеспечения возможности высокоскоростного доступа в Интернет для своих клиентов. Результаты маркетинговых исследований, проведенных Cahners In-Stat Group (компания, изучающая перспективы гостиничного бизнеса), показывают, что из 300 опрошенных отелей в США 73% считают установку "Системы высокоскоростного доступа в Интернет" предметом первой необходимости и 48% из этих 73% хотят установить ее в своих зданиях уже в этом году. Сейчас 78% бизнесменов, останавливающихся в отелях, используют ноутбуки для доступа в Интернет. Поэтому эта категория гостей особенно высоко ценит высокоскоростной доступ в глобальную сеть Интернет. На Западе вот уже несколько лет многие страховщики предлагают клиентам из числа Интернет-компаний абсолютно новый вид страховых услуг — страхование, к примеру, от хакерских атак и прочих вещей, связанных с сетевой спецификой их деятельности. Аналогичные полисы разработаны и в РОСНО. РОСНО имеет лицензию на оказание услуг по страхованию от преступлений в сфере компьютерной информации и электронных средств связи. По этому виду предусматривается страхование компьютерной информации от несанкционированной модификации, блокирования и уничтожения в результате различных противоправных действий, а также выхода из строя устройств обработки, хранения и передачи информации. Застрахованы могут быть как информационные ресурсы и системы в целом, так и их отдельные аппаратные и программные составляющие серверы, сетевые устройства, рабочие станции. Прикладное программное обеспечение СУБД, системы электронного документооборота, системы планирования ресурсов предприятия, бухгалтерские и финансовые системы. Отдельно можно застраховать ценную компьютерную информацию. Выход страховых компаний на новые сегменты финансового рынка, глобализация страхового бизнеса, появление новых страховых продуктов и возможностей обслуживания клиентов через Интернет — все это приведет к неизбежным слияниям и поглощениям в страховой отрасли и к изменениям ее структуры. В 2005 г. 16% доходов компаний будет приходиться на электронную коммерцию (в настоящее время они составляют 2%). Джереми Фостер, партнер PricewaterhouseCoopers, руководитель российского отдела аудиторских и консультационных услуг страховым организациям, считает: при проецировании результатов исследования на российский страховой рынок следует выделить три основные тенденции его развития: интеграция и движение страховых компаний в сферы финансового сектора, а также расширение набора предлагаемых ими продуктов станут решающим фактором успешного развития страховых компаний в течение ближайших 5 лет; глобализация страхового рынка приведет к увеличению на российском рынке числа иностранных страховщиков, заинтересованных в создании различных альянсов или совместных проектов с российскими компаниями; продажа страховых продуктов через Интернет очень перспективна в России и станет основным фактором, определяющим успех. Впрочем, последнее осуществится, если будет введен в действие закон, регламентирующий использование электронной подписи. Это позволило бы значительно расширить использование Интернет-продаж в целом и в страховом бизнесе в частности. А клиент смог бы приобрести необходимый ему полис страхования (будучи ограниченным лишь спецификой страхования и необходимыми процедурами осмотра), находясь в любой точке земного шара.