Инициативы платежных компаний настораживают потребителей
Интернет-магазины, банки и компании, выпускающие кредитные карты, сходятся во мнении, что риск при оплате онлайновых покупках пластиковыми картами ничуть не выше, чем при совершении подобной сделки в обычных магазинах. Несмотря на данный факт, игроки рынка электронных платежей постоянно изобретают новые услуги, которые на первый взгляд должны лишь уверить потребителя в том, что сделки через Интернет безопасны, но на самом деле приводят к обратному эффекту. Потребители, думая, что онлайновые транзакции безопасны и так, и соответственно, не понимая необходимости совершенствования и без того "совершенных" систем безопасности, в итоге начинают сомневаться в возможности существования вообще какой-либо безопасности в Сети. Госпожа Русайн Митчел-Синклер (Rusine Mitchell-Sinclair), которая является главным менеджером по безопасности компании IBM Global Services, признает, что в мире не существует такой вещи как 100%-но безопасная онлайновая транзакция. Однако она считает, что по сравнению с реальным миром Интернет значительно надежнее и вводить номер пластиковой карты на сайте не более рискованно, чем отдавать эту карту в ресторане официанту, который уходит с ней в другую комнату. Однако многие потребители не разделяют это мнение. Так, по данным опроса компании Ipsos-Reid, беспокойство людей по поводу онлайновой безопасности за последний год возросло. Исследование, проведенное в Канаде в сентябре этого года, показало, что 83% людей, не совершающих онлайновых покупок, опасаются пользоваться своими кредитными картами в Интернете, в то время как год назад этот показатель составлял 72%. Даже среди тех, кто пользуется услугами интернет-магазинов, 69% утверждают, что их также волнует вопрос сохранности номеров кредитных карт. Такие страхи обусловлены в том числе и тем, что компании, выпускающие кредитные карты, выдвинули большое количество различных инициатив по повышению безопасности интернет-транзакций. Например, Visa Canada Association проводит тестирование программы, названной Verified by Visa. В рамках этой программы внедряется технология, предлагающая пользователям вводить дополнительный пароль, полученный от Visa, при покупках в интернет-магазинах. При этом пароль отправляется прямо на серверы Visa, так что продавец никогда его увидеть не сможет. Эта программа уже работает в США при участии нескольких крупнейших банков. Ожидается, что к началу 2003 года опытная эксплуатация закончится и в Канаде начнется полномасштабное внедрение этой технологии. Также компания Soltrus, которая является совместным предприятием Canadian Imperial Bank of Commerce и корпорации Telus, предлагает услуги по дополнительной защите данных. При этом дается возможность электронной подписи документов, что должно гарантировать подлинность имени покупателя. Одним из клиентов Soltrus стала компания CIBS, которая начала использовать цифровую подпись, представляющую собой зашифрованные персональные коды, для пользователей своей системы онлайнового банкинга. Однако зачем все-таки нужны эти службы, если все утверждают, что онлайновые транзакции и так безопасны? Дело в том, что покупка через Интернет по кредитной карте не более рискованна, чем покупка с ее помощью в обычном магазине, а риск при этом все равно ложится на продавца и банк, выпустивший карту. Поэтому основная причина инициатив, подобных Verified by Visa и Soltrus состоит в усилении защиты именно этих участников рынка.