Удаленный или домашний банкинг (home banking) существует уже более пятнадцати лет. В общем смысле, как это и следует из названия, home banking - это предоставление банковских услуг не в офисе, при непосредственном контакте клиента и служащего, а на дому или в офисе компании, и так далее - везде, где удобно клиенту. В настоящее время выделяют четыре основные разновидности удаленного банкинга: интернет-банкинг (Internet banking); компьютерный банкинг (PC banking); телефонный банкинг (telephone banking); видеобанкинг (video banking). Хотя в названиях двух последних прямого упоминания о компьютерах нет, в них также используются те или иные компьютерные технологии: в telephone banking - это так называемая система компьютерной телефонии, в video banking - интерактивные и мультимедийные технологии.
Телефонный банкинг. Самая популярная разновидность удаленного банкинга на Западе. Это пока что самая совершенная система с точки зрения мобильности. Принцип прост: если у вас есть под рукой телефон - значит, вам доступны банковские услуги. С простого или мобильного телефона при помощи определенной комбинации клавиш вы можете моментально узнать, сколько денег у вас на счету, каковы процентные ставки или котировки акций на рынке, а также перевести деньги куда угодно, дать банку распоряжение о конвертации в другую валюту и т.д.
Видео-банкинг. Наиболее сложный с технической стороны вид удаленного банкинга. По сути, это "телемост" между клиентом и банкиром. Как правило, для этого используются "киоски" - некие устройства, снабженные телемониторами и позволяющие клиенту "в живую" пообщаться со служащим банка и провести с его помощью необходимые операции. Обычно подобное оборудование устанавливается в больших супермаркетах, университетах или других людных местах. Чаще всего такие "киоски" совмещаются с банкоматами.
Компьютерный банкинг. Как правило, - это доступ к счету с помощью персонального компьютера, осуществляемый посредством прямого модемного соединения с сетью банка. Для управления своим счетом достаточно иметь мобильный телефон, ноутбук с соответствующей программой "банк - клиент", а также дискету со специальными "электронными подписями".
Интернет-банкинг. Это управление банковскими счетами через Интернет. Он является наиболее динамичным и "передовым" направлением финансовых интернет-решений, поскольку позволяет банку предоставлять, а клиенту - получать максимальный спектр банковских услуг. Классический вариант интернет-банкинга включает полный набор услуг. Как правило, можно осуществлять любые безналичные платежи, покупать и продавать валюту, оплачивать коммунальные услуги, счета операторов сотовой и пейджинговой связи и так далее. Конечно же, можно следить за состоянием своего счета и операциями по нему за любой промежуток времени. Серьезное преимущество интернет-банкинга - то, что вместо специализированных программ можно использовать стандартные "интернетовские". Клиенту нет необходимости приобретать и устанавливать какое-либо программное обеспечение. Достаточно получить в банке имя с паролем для входа в систему и дискету с ключом для электронной подписи своих распоряжений. О перспективности этого вида банковских услуг свидетельствует то, что в США в конце 1999 года уже более 4,5 млн. американских семей (это около 5%) совершали банковские операции через Интернет. При этом прирост числа пользователей, по сравнению с 1997 годом, составил 40%. По данным аналитических агентств, число пользователей услугами "онлайновых банков" в США к концу 2001 года достигнет 22 млн человек, т.е.около 10% населения страны.