Электронные платежи в России: выбор становится шире
Светлана Коркина
Российский рынок интернет-платежей по-прежнему находится на стадии становления, несмотря на то что сегодня на нем представлены многочисленные системы, предлагающие различные способы расчетов в онлайновых магазинах: от традиционной оплаты наличными или с помощью пластиковой карты до использования электронных денег - e-money. Традиционный подход предусматривает возможность банковского перевода или оплату наложенным платежом — в случае доставки товара по почте или курьерской службой, причем прибывший курьер может принять оплату и по кредитной карте. Эти способы получили в настоящее время очень широкое распространение и, по мнению большинства покупателей, считаются самыми надежными. Современные разработки в области электронной коммерции позволяют осуществлять онлайн-платежи двумя способами: посредством пластиковых карт и через специальную систему интернет-расчетов. Среди известных систем, где применяется первый вариант, можно назвать Cyberplat, Assist, Instant! и Russian Shopping Club. По данным исследовательских источников, первые две являются лидерами на российском рынке интернет-платежей: Cyberplat обслуживает 160 онлайновых торговых точек, а партнерами Assist являются более чем 200 магазинов розничной торговли. Основное преимущество вышеперечисленных систем заключается в том, что для получения кредитной карты не требуется открытие нового банковского счета. С другой стороны, рынок кредитных карт в России еще только развивается. Пользование кредитной картой — услуга недешевая и, следовательно, труднодоступная для россиянина со средним достатком. Еще одно препятствие, которое существенно ограничивает использование кредитных карт в сети - проблема безопасности онлайн-транзакций, поскольку конфиденциальная информация может быть похищена хакерами взломщиками (злоумышленниками). Задача интернет-платежных систем - обеспечить анонимность процедуры оплаты, а также сделать ее проще и дешевле. Две широко известные системы такого типа - PayCash и WebMoney. После перевода определенной суммы в систему, пользователь получает эквивалент в форме "электронных денег", которые хранятся в "электронном бумажнике" на жестком диске компьютера клиента или специальных смарт-картах. Вместо электронной наличности некоторые системы работают с банковскими счетами, на которые пользователь может разместить депозит путем банковского перевода или покупая специальные пластиковые карты. Примером такой системы служит CreditPilot. Запущенная в апреле 2001 года, она является новичком на российском рынке интернет-платежей. Превосходство электронных платежных систем заключается в сравнительном удобстве и высокой скорости проведения расчетов, позволяющей совершить онлайн-покупку в течение нескольких секунд. Вместе с тем использование электронных денег и виртуальных карт влечет за собой риск финансовых потерь в результате выхода из строя компьютера или карты. По мнению экспертов, еще одна опасность кроется в несанкционированном списании средств с онлайн-счетов за товары и услуги. Некоторые банки эмитируют собственные пластиковые карты, предназначенные исключительно для оплаты покупок через Интернет и обеспечивающие предельно высокий уровень безопасности. Так, ГУТА Банк выпустил VISA E-c@rd, а Альфа-банк - Eurocard/MasterCard Virtual Card. Не так давно появилось еще одно платежное средство для виртуальных расчетов - пластиковая карта e-port, которая принимается к оплате в 30 интернет-магазинах. И хотя по сравнению с европейскими странами число людей в России, пользующихся онлайновыми финансовыми услугами сравнительно мало, российские платежные интернет-системы сталкиваются с теми же проблемами что и их западные аналоги: клиенты не чувствуют себя защищенными, и поэтому неохотно предоставляют любые данные личного характера свойства при заполнении онлайновых форм. По результатам исследования, проведенного в этом году компанией META Group в 47 странах, Россия оказалась на 36-м месте по степени развития электронной коммерции. В нем российский сектор B2C охарактеризован как "все еще далекий от подлинного по причине неудовлетворительного состояния телекоммуникационной инфраструктуры и недоступности кредитных карт". Согласно данным META Group, в России ежегодно выпускается всего 1,2 кредитных карт на 1000 человек населения (45-е место в мире по этому показателю, а по безопасности проведения операций и вовсе последнее).
Материал подготовлен компанией "Интернет Маркетинг" Оригинал статьи