Rambler's Top100
  интернет финансы главная | карта | поиск | | реклама  
главнаяИнтернет-банкинг  Публикации  Интернет Финансы Интернет-банкинг: смена ориентиров или второе дыхание?

 121 млн. человек в Западной Европе и США, согласно прогнозам исследовательской компании Datamonitor, совершат в 2005 году банковские операции посредством Интернета. Только в Европе обороты рынка онлайн-банкинга составят 5 млрд. евро. Путь к этим вершинам едва ли будет прост.

XIV Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2024»
XIV Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2024»
Новости
Публикации
События
Ресурсы
Глоссарий
Партнеры
О проекте
Форум

Решения:

Интернет-банкинг


Интернет-трейдинг


Интернет-страхование


Интернет-расчеты


Безопасность

Aplex.ru Разработка веб-сайтов

Intersoft Lab (17.06.11)

XXIV Международный Форум iFin-2024 "Электронные финансовые услуги и технологии"

X Международный Форум ВБА-2023 «Вся банковская автоматизация»

XIII Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2023»

Рекомендуем:

Итоги XVI Международного Форума iFin-2016, 9-10 февраля 2016


Спецпредложение:

Автострахование, страхование автомобиля, страхование жизни, медицинское страхование - cкидка 5% для посетителей iFin.ru подробнеe >>

Астраброкер 


-=startpage=-
П У Б Л И К А Ц И И


Интернет-банкинг: смена ориентиров или второе дыхание?
Александр Кузьменко

121 млн. человек в Западной Европе и США, согласно прогнозам исследовательской компании Datamonitor, совершат в 2005 году банковские операции посредством Интернета. Только в Европе обороты рынка онлайн-банкинга составят 5 млрд. евро. Путь к этим вершинам едва ли будет прост.

Радужные перспективы
На заре Интернет-бума именно технология управления банковским счетом посредством Всемирной сети (получившая название Интернет-банкинг) многим кредитным организациям представлялась весьма перспективной для развития и укрепления банковского бизнеса.
Преимущества Интернет-технологий казались очевидными. Клиенты, пользующиеся услугами онлайн-банкинга, могут существенно экономить время за счет исключения необходимости посещать банк лично, для совершения какой-либо операции по своему счету. Сами же счета становятся доступны 24 часа в сутки, в любой момент их можно проконтролировать и совершить финансовую операцию (например, купить или продать валюту или ценные бумаги, исходя из ситуации на финансовых рынках).
Системы Интернет-банкинга очень удобны и для оперативного отслеживания операций с банковскими карточками - любое списание средств с карточного счета тут же отражается в подготавливаемых системами выписках по счетам, что способствует повышению контроля со стороны клиента за своими операциями.
Для банка переход в "виртуальное" пространство означает улучшение внутренней модели бизнеса. Практически до нуля сокращаются затраты, связанные с арендой и содержанием помещений, необходимость в которых при дистанционном обслуживании исчезает. За счет автоматизации процесса управления клиентами собственными банковскими счетами существенно уменьшается численность необходимого персонала, а значит, и расходы на заработную плату. В итоге стоимость транзакций уменьшается на порядок, и бизнес становится рентабельным даже при обслуживании частных лиц - держателей незначительных сумм на банковских счетах.
Идея использования всего комплекса преимуществ Интернет-банкинга в конкурентной борьбе на рынке финансовых услуг привела к возникновению полностью онлайновых банков (Net-Only Banks), которые зачастую не имеют ни одного физического офиса, кроме центрального.
Исходя из того, что затраты на организацию банковского обслуживания через Интернет считались несоизмеримо малыми по сравнению с традиционными, онлайн-банки предложили своим клиентам более высокие ставки по депозитам, тем самым устремляясь к завоеванию розничного рынка банковских услуг.
Первый полностью сетевой банк - Security First Network Bank - открылся в Интернете 18 октября 1995 года. За первые полтора года существования средний прирост капитала банка составил 20% в месяц, активы выросли до 40 млн. долларов, было открыто 10 тыс. клиентских счетов.
Весьма показателен и пример британского Интернет-банка Egg - на wеb-сайте банка предлагается полный набор услуг, включая приобретение страховых полисов, торговлю ценными бумагами и даже финансовый консалтинг. Созданный в октябре 1991 года Egg к концу 1999 года открыл 600 тыс. клиентских счетов. К этому времени на его долю приходилось уже 22 % депозитов банковской системы Великобритании.
Выход на розничный рынок банковских услуг Интернет-компаний, например, таких, как Yahoo! , Egg, E-Trade, вкупе с открывающимися перспективами развития Интернет-банкинга и систем дистанционного банковского обслуживания в целом, потребовал и от традиционных банков заметных инвестиций в развитие собственных "электронных технологий" Однако эра электронных банковских услуг, характеризующаяся высокой прибыльностью и низкими издержками, так и не наступила.

Банк должен оставаться банком
Падение NASDAQ фактически разрешило спор о преимуществах "новой экономики" И если в необходимости внедрения высоких технологий в любых сферах человеческой жизнедеятельности никто не сомневается, то и иллюзий по поводу всемогущества hitech уже не осталось. Доказательством тому являются и результаты опроса, проведенного исследовательской компанией Maritz Research. Несмотря на бурное развитие удаленного банкинга (через Интернет, по телефону или посредством мобильной связи), американцы по-прежнему предпочитают старый проверенный способ работы с банковскими учреждениями, то есть попросту направляются в ближайшее отделение банка. По словам вице-президента Maritz Research по маркетингу Фила Уайзмана (Phil Wiseman), "хотя банки и предлагают наперебой технологии, позволяющие повысить удобство и эффективность взаимодействия между банком и клиентом, местный банковский офис все еще остается более предпочтительным, когда речь идет о ведении финансовых дел" В ходе общеамериканского опроса выяснилось, что 47% респондентов совершают банковские операции традиционным способом, и лишь 4% регулярно работают со своим банком через Интернет. Почти 40% опрошенных указали, что при выборе банка руководствовались исключительно степенью близости к собственному дому.
То есть, несмотря на те удобства, которые может предоставить клиентам онлайн-банкинг, общество пока не готово отказаться от живого общения при решении своих финансовых вопросов.
Главным сдерживающим фактором остается безопасность сетевых операций с банковским счетом. Можно вспомнить такие громкие случаи, как обнародование возможности несанкционированного доступа к счетам банков, использующих программное обеспечение компании Fiserv. С помощью программ Fiserv во всем мире происходит управление 200 млн. онлайновых счетов на сумму, превышающую 15 млрд. долл. Интернет-атакам подвергались, к примеру, онлайн-банк Egg, система Home Net Интернет-сервиса ABN AMRO Bank, крупнейший австралийский Интернет-банк St.George и швейцарская финансовая группа Union Bank of Switzerland (UBS).
Сбои в системе автоматизации открыли клиентам банка Barclays доступ к счетам других пользователей. А недавнее обновление системы онлайн-банкинга Lloyds TSB привело к уничтожению учетных записей 1, 6 млн. клиентов. И банк вынужден был предоставлять пользователям выписки о текущем состоянии счета на бумажных носителях.
Интернет-банкинг имеет и другие специфические трудности. Так, обеспечение "мгновенных" банковских проводок требует наличия мощной внутренней информационной системы (back office), поскольку любая операция, например, обналичивание крупной суммы, приводит к дисбалансу средств, аккумулированных в банке. Банковская система должна быть в состоянии решить эту проблему самостоятельно или "почти самостоятельно", то есть необходимая степень автоматизации внутренней работы банка, рискнувшего выйти в виртуальный мир, должна быть близкой к 100%. Отсюда вытекает и необходимость существенных инвестиций банков на технологическую реконструкцию. В то же время, если затраты на "приобретение" нового онлайн-клиента оцениваются в 200-600 долл.. то прибыль от сетевых операции - на порядок меньше. Так что решение эффективности банковского бизнеса в Интернете - такая же сложная задача, как и в традиционных сферах деятельности кредитных организаций.
К примеру, британский банк Halifax заявил, что его онлайновый филиал Intelligent Finance пока не достиг намеченной цели, и его рентабельность ожидается к 2003 году. К этому же году планируется выход на безубыточный уровень и французского онлайнового банка Zebank. Убытки банка Egg по итогам первого квартала этого года составили 38 млн. фунтов. О закрытии своей онлайновой банковской службы Ebanking сообщила французская группа Fortis. Негативную оценку собственному онлайн-бизнесудал Bank of America.

Опора на малый бизнес
Очевидно, что частные клиенты банков, на которых изначально был ориентирован Интернет-банкинг, еще не проявляют к этой услуге того интереса, на который рассчитывало финансовое сообщество. Тем не менее онлайн-банкинг оказался очень удобным инструментом для такого сектора экономики, как малый и средний бизнес.
Доказательством растущего интереса предприятий малого бизнеса к онлайн-банкингу служат данные по Соединенным Штатам Америки, приведенные Online Banking report (см. таблицу).
Как видно, за последний год произошло существенное увеличение онлайн-клиентов из числа предприятий малого бизнеса. Одной из главных причин, дающих объяснение такому росту, является принятие в США осенью прошлого года федерального закона об электронной цифровой подписи, придавшего легитимность электронному документооборот.
Примечательно, что среди предприятий, относящихся к группе Largest small business, уже сегодня число онлайн-клиентов кредитных организаций составляет 29%.
Рекомендации о смещении акцентов Интернет-банкинга в сторону малого и среднего бизнеса содержатся и в последнем отчете Forrest Research. Специалисты Forrest Research считают, что банки Великобритании (напомним, что Интернет-банкинг в Соединенном Королевстве развит лучше, чем в большинстве стран континентальной Европы) должны отбросить свои амбиции по поводу порталов (основная форма онлайн-банкинга для частных клиентов) и начать активно предоставлять услуги Интернет-банкинга малым и средним предприятиям.
В любом случае, несмотря на то, что Интернет-банкинг не оправдал те надежды, которые на него были возложены финансовыми кругами на заре Интернета, подобный вид сервиса признан перспективным. Дискуссии ведутся только о том, насколько активно банкам надо развивать сервис онлайн-банкинга, но в необходимости его развития сомнений нет.
26.10.2001Источник: Бизнес Online № 10, 2001
все публикации | подписка на рассылку

 

-=endpage=-



Размещение информации на сайте | Условия размещения рекламы


Copyright 2000-2010 iFin.ru, e-mail:
создание сайта: Aplex, Дизайн: Максим Черемхин
TopList Rambler's Top100