Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) отранжировала брокеров по итогам II квартала и полугодия. В тройку "призеров" по объемам торгов за шесть месяцев вошли два классических брокера -"Тройка Диалог" и "АТОН", вытеснившие с ведущих позиций Интернет-торговцев. В целом активность инвест-компаний возросла, чего не скажешь о некоторых крупных игроках. Рэнкинг НАУФОР составляется по данным ежеквартально предоставляемой отчетности профучастников. Брокеры отчитываются о всех сделках, заключенных на биржах и внебиржевом рынке, размере полученной прибыли, размере активов и собственного капитала. На первое место по объему торгов и акциями, и всеми ценными бумагами вышла "Тройка Диалог". Компания занимается классическими брокерскими операциями и почти не обращает внимания на интернет-трейдинг. Второй в списке НАУФОР - Интернет-брокер из Новосибирска "Брокеркредитсервис" (БКС), третий - еще один представитель старой гвардии "АТОН". По итогам 1 квартала этого года первые четыре места уверенно занимали Интернет-брокеры: "Алор Инвест", "Финанс-Аналитик", БКС и "Открытие"; "АТОН" был пятым, а "Тройка" - шестой. "АТОН" - самая активная компания из классических брокеров, занимающихся интернет-трейдингом. На эти операции приходится около 20% от общего объема ее сделок. И специалисты "АТОНа" знакомы с ситуацией на рынке не понаслышке. Руководитель технологического департамента компании Александр Свинцов связывает рывок интернетчиков в 1 квартале с высокой волатильностью рынка. Мелкие спекулянты пытались извлечь прибыль на нестабильном рынке в течение одного дня. Для этого идеально подходит как раз интернет-трейдинг. А во II квартале возросла активность всех инвесторов, стали появляться крупные заказы нерезидентов. Трейдер "Тройки Диалог" Алексей Долгих говорит, что на растущем рынке увеличиваются объемы торгов. Брокеры заинтересованы в "раскручивании рынка", и самые активные из них - крупные компании. "Инвесторы в первую очередь обращаются к маркет-мейкерам, у них всегда хорошая цена", - говорит Долгих. Он уверен, что отвоевывание позиций у интернетчиков в порядке вещей. А Свинцов уверен, что места хватит всем. Ведь Интернет - для спекулянтов с небольшими объемами денег, а РТС - для долгосрочных инвесторов. "С технологической точки зрения Интернет удобнее, но ничто не заменит общение с брокером", - рассуждает Свинцов. Долгих довольно скептически отзывается о перспективах интернет-трейдинга: клиентов мало, да и денег у них нет. С ним категорически не согласен начальник отдела ценных бумаг московского офиса БКС Владислав Ковальчук; "Большие брокеры просто плохо ищут [клиентов]". По его словам, своих клиентов БКС разыскивает по всей стране и даже переманивает у других Интернет-брокеров "благодаря высокому уровню сервиса" На интернет-трейдинг приходится 60% сделок БКС. По данным НАУФОР, операции с акциями - по-прежнему любимое занятие брокеров: на них за шесть месяцев пришлось 67% от общего оборота - 860 млрд руб. Во II квартале объем торгов вырос на 17%. Почти все крупные компании увеличили обороты, а вот UFG уменьшила больше чем в 3 раза с 21, 5 млрд руб. до 6, 5 млрд руб. Управляющий директор компании Илья Щербович затруднился это объяснить.