Новые подходы в банковском обслуживании предприятий
За последние 20 лет, прошедшие с момента появления персональных компьютеров, в обществе произошли значительные перемены. Сегодня практически невозможно представить себе специалиста современного офиса, не использующего в той или иной степени информационные технологии для подготовки и ведения деловой корреспонденции, планирования рабочего времени, подготовки отчетности, хранения и поиска различной информации и т.п. В России, насчитывающей несколько миллионов бухгалтеров, сегодня, по различным оценкам, более 90% из них используют компьютерные учетные программы. Переход от ручного ведения бухгалтерии к электронным технологиям был связан с изменением привычных стереотипов мышления и необходимым сопутствующим обучением. Аналогичная ситуация сложилась в России и с использованием Интернета. Рынок финансовых Интернет-услуг находится сегодня в стадии активного формирования, и, по нашим оценкам, потребность в них будет продолжать стремительно расти. В настоящее время появилась реальная возможность массового перехода специалистов финансовой сферы на Интернет-технологии. При анализе тенденций развития мировой экономики ведущие западные эксперты едины во мнении, что в ближайшие 2-3 года практически каждое предприятие станет электронным или оно будет вынуждено существенно ослабить свои рыночные позиции. Повышение эффективности функционирования предприятия Одна из важнейших задач сегодня - перевод документооборота между предприятием и банком в электронный вид с приданием электронным документам полностью легитимного статуса. Это позволит коренным образом изменить привычную модель деловых взаимоотношений между предприятием и банком, сделать их значительно более динамичными. Удаленное банковское обслуживание через Интернет, или Интернет-банкинг, предполагает оказание предприятиям широкого спектра разнообразных финансовых услуг. В России пока наиболее востребованной и технологически отработанной услугой является удаленное расчетное обслуживание. Исходя из опыта ряда западных банков Интернет-банкинг позволяет существенно сократить операционные затраты и административные расходы. Так, стоимость совершения операций (трансакций) по сравнению с традиционной формой банковского обслуживания оказывается ниже в десятки, а в отдельных случаях - и в сотни раз. Дополнительная экономия достигается также за счет сокращения административных расходов, связанных с содержанием значительных офисных площадей, ранее использовавшихся для массового приема и обслуживания клиентов. В итоге у банка появляется реальная возможность ведения по отношению к предприятиям более гибкой тарифной политики, расширения объема и качества предоставляемых им дополнительных услуг. Какие возможности открывает Интернет-банкинг предприятию? Образуется замкнутый информационный контур "предприятие - банк - предприятие", функционирующий в режиме реального времени. Это позволяет конкретной организации преодолеть традиционные территориальные и временные ограничения, обусловленные географической удаленностью от банка и режимом работы его офиса, и в результате повысить эффективность своего функционирования за счет лучшего структурирования информационных и финансовых потоков, ускорения их движения, более эффективного использования рабочего времени сотрудников и ряда других значимых факторов. Повышение личной эффективности Для различных категорий сотрудников предприятия - бухгалтеров, специалистов коммерческих служб, финансовых аналитиков и др. -переход на Интернет-банкинг обеспечивает заметное повышение личной эффективности. Бухгалтер предприятия получает возможность свести к минимуму количество визитов в офис банка не только для передачи и получения расчетных документов, но и для открытия в нем расчетного счета. Например, реализованная в Судостроительном банке система SBANK.RU в настоящее время допускает такую возможность. Работая в хорошо известной ему учетной системе, бухгалтер предприятия планирует отправку в банк расчетных документов и соответственно получение из банка выписок и иных необходимых документов в соответствии со своим личным рабочим графиком. Организация сквозной передачи и приема документов из произвольной учетной системы по защищенным каналам Интернета не составляет реальной проблемы и легко решается соответствующей настройкой интерфейса. При этом встроенные в систему SBANK.RU средства контроля правильности заполнения расчетных документов позволяют оперативно выявлять и устранять возможные неточности. Специалисты коммерческих служб, работа которых связана с частыми командировками, получают реальную возможность оперативного доступа к информации о состоянии счета не только из головного офиса предприятия, но и из других территориально удаленных подразделений, используя офисный или мобильный компьютер, подключенный к одному из имеющихся каналов Интернета. Это позволяет им оперативно оценивать имеющиеся финансовые ресурсы предприятия, контролировать выполнение партнерами договорных обязательств. Своевременное и оперативное получение подобной информации дает более гибко строить отношения с деловыми партнерами, повышает мотивированность принимаемых тактических управленческих решений. Для аналитиков предприятия, специалистов, занятых финансовым планированием, и некоторых других категорий сотрудников, ответственных за выработку стратегических управленческих решений, полезными оказываются аналитические средства системы SBANK.RU. Система позволяет исследовать финансовые потоки, выявлять тенденции и закономерности в бизнесе предприятия, производить другие действия, необходимые для подготовки оптимальных стратегических управленческих решений. Используя простой и удобный интерфейс системы, аналитики могут самостоятельно формировать запросы и оперативно получать по каналам Интернета требуемую информацию, структурированную по заданным критериям. Развитые графические средства для визуализации и интерпретации полученных результатов делают систему SBANK.RU реальным инструментом повышения личной эффективности для этой категории сотрудников. В настоящее время на дистанционное банковское обслуживание через Интернет перешли более 60% корпоративных клиентов Судостроительного банка. Наряду с удобной формой расчетного обслуживания они имеют возможность получения различного дополнительного сервиса, в том числе дистанционного консультирования, получения факторинговых услуг, размещения депозитов, и многое другое.