Rambler's Top100
  интернет финансы главная | карта | поиск | | реклама  
главнаяПубликации  Публикации  Интернет Финансы Конкуренция, финтех и крабы Ключевым вопросом XVI Международного банковского форума «Банки России – XXI век», организованного Ассоциацией банков России, стали вопросы конкуренции.

XIV Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2024»
XIV Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2024»
Новости
Публикации
События
Ресурсы
Глоссарий
Партнеры
О проекте
Форум

Решения:

Интернет-банкинг


Интернет-трейдинг


Интернет-страхование


Интернет-расчеты


Безопасность

Aplex.ru Разработка веб-сайтов

Intersoft Lab (17.06.11)

XXIV Международный Форум iFin-2024 "Электронные финансовые услуги и технологии"

X Международный Форум ВБА-2023 «Вся банковская автоматизация»

XIII Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2023»

Рекомендуем:

Итоги XXIV Международного Форума iFin-2024, 6-7 февраля 2024
Итоги X Международного форума "ВБА 2023" 24-25 октября 2023
Итоги XXIII Международного Форума iFin-2023, 7-8 февраля 2023


Спецпредложение:

Автострахование, страхование автомобиля, страхование жизни, медицинское страхование - cкидка 5% для посетителей iFin.ru подробнеe >>

Астраброкер 


-=startpage=-
П У Б Л И К А Ц И И


Конкуренция, финтех и крабы
Ключевым вопросом XVI Международного банковского форума «Банки России – XXI век», организованного Ассоциацией банков России, стали вопросы конкуренции. Участники сетовали на высокую концентрацию активов в руках крупнейших игроков, предлагали обязать регулятора нести ответственность за развитие конкуренции и делились личным опытом повышения конкурентоспособности.

Председатель Банка России Эльвира Набиуллина поприветствовала участников мероприятия в своем видеообращении. Она отметила несколько тенденций в развитии банковского сектора. По словам председателя Центробанка, новые технологии открывают для профучастников новые возможности и создают новые ниши, а также снижают издержки. «Мы всячески поддерживаем этот процесс», - добавила Эльвира Набиуллина. Важнейшим элементом для развития цифровых технологий она назвала удаленную идентификацию. «Очень важно, чтобы эти технологии могли применять не только крупные, но и небольшие банки», - подчеркнула председатель ЦБ. Снижение инфляции, по ее мнению, для банков является вызовом. «Маржа по многим банковским операциям снижается, банкам приходится очень серьезно заниматься снижением издержек», - сказала Набиуллина. При этом развитие конкуренции выгодно для потребителей, добавила она.

Кроме того, глава регулятора отметила появление на банковском рынке «нового класса игроков» - банков с базовой лицензией. – Мы заинтересованы в том, чтобы банки с базовой лицензией стали устойчивыми партнерами для малого и среднего бизнеса, - сказала Эльвира Набиуллина. Она также выразила готовность Банка России «совершенствовать надзорные практики» в целях развития банковского сектора и экономики страны.

Глас народа

Первая сессия форума называлась «Взаимосвязь эффективности, конкурентоспособности и конкуренции на финансовом рынке». Георгий Лунтовский, глава ассоциации «Россия», рассказал о результатах опроса банкиров о состоянии конкуренции в банковской системе, который провела ассоциация.

- Должен отметить, прежде всего, высокую концентрацию активов в двух банках. На долю Сбербанка и ВТБ приходится 45% активов и лишь 8% активов приходится на 162 средних банка. Для банков, которые не входят в число крупнейших, остается все меньше возможности конкурировать на рынке качественных заемщиков. При том, что по данным Росстата, доля убыточных предприятий составляет 32%.

Отметил глава Ассоциации и проблему профицита ликвидности, который составляет 3,8 трлн рублей. - Деньги в системе есть, но в условиях нехватки качественных заемщиков, банки выбирают размещение средств на депозитах в Банке России.

За последний год Ассоциация дважды провела опросы по теме конкуренции. Участники опроса отметили, что усилилась конкуренция между банками с госучастием, что усилилась ценовая конкуренция между всеми банками, наконец, что конкуренция привела к тому, что сокращается банковская маржа.

Самый сложный вопрос, по мнению Лунтовского, это участие государства. - Вопрос этот ни в одной стране мира не имел быстрых решений. Более 40% опрошенных заявили, что допустимое участие государства возможно в масштабах не более 25% от банковских активов. Ещё 40% участников сказали, что в масштабах не более 50%. Более 60% опрошенных банкиров высказались за ограничение возможностей для государственных банков поглощать другие банки.

Ещё одной предложение - запретить государственным банкам в рекламе говорить, что они государственные. - Данная мера будет действенна в какой-то мере, но люди и так всё знают – кому банк принадлежит.

Лунтовский отметил, что сотрудники ассоциации участвуют во всех рабочих группах по либерализации ценообразования, формирования условий для участия банков в маркетплейсах, удалённой идентификации и открытых интерфейсов.

Участники опросов озабочены, что государство постоянно помогает банкам с госучастием, что госбанки используют административный ресурс.

Остановился Лунтовский и на проекте создания платформы для обмена информации о киберугрозах. Данная платформа запущена при технической поддержке компании «Бизон». Платформа получила поддержку со стороны коммерческих банков. В настоящее время в пилотном проекте участвуют 24 банка, еще столько же готовятся подключиться к нему.

Другой проект – идея создания платформы по управлению рисками. Данный проект реализуется по инициативе Банка России, подразумевает доступ банков к информации о заёмщиках. Лунтовский отметил, что это перспективный проект.

Много – не есть хорошо

По мнению заместителя председателя Банка России Василия Поздышева, высокий уровень концентрации банковского рынка является следствием конкуренции и разной эффективности кредитных учреждений. Большое количество банков, на его взгляд, нельзя считать показателем конкуренции. Отрасль покидают, в первую очередь, неэффективные организации. В то же время, качество конкуренции не зависит от доли в системе банков, которые контролируются государством.

Василий Поздышев выразил надежду, что банки, которые еще не определились с видом лицензии, сделают выбор и перерегистрируются до 1 января 2019 года.

По словам зампреда Банка России, регулятор «радикально изменил механизм оздоровления рынка». Это оказалось необходимым по причине несоблюдения многими банками банковских нормативов и долгосрочных графиков формирования резервов. Новый механизм оздоровления подразумевает, что доформирование резервов должно производиться банками в течение максимум одного года.

- Точно так же, как уровень конкуренции не является тождеством с количеством банков, понятие высокой эффективности не является тождеством с понятием прибыли, - рассудил Василий Поздышев. – Очень легко сделать банк высоко прибыльным, систематически недоформировывая резервы. И банк будет прибыльным, будет выплачивать высокие дивиденды своим акционерам до какого-то момента. В зависимости от эффективности надзора – до первой либо до второй проверки.

Регулятор заинтересован в том, чтобы банки были прибыльными, но при этом соблюдали минимальные требования к капиталу, резервам и качеству ликвидности активов.

- Наше регулирование настроено на то, чтобы стимулировать банки показывать долгосрочную, стабильную эффективность, и за эту эффективность мы с вами боремся, - подчеркнул Поздышев.

Регулятор пошел дальше и начал оценивать внутренние процедуры банков – оценки достаточности капитала и управления рисками. «Это достаточно сложные процедуры, пока мы их проводим с крупнейшими банками, и с этого года начинаем проводить эту процедуру регуляторной оценки внутренних процедур банков со всеми банками», - пояснил Поздышев. По его мнению, данное «надзорное упражнение» стимулирует банки улучшать внутренние процедуры, повышать эффективность. «ЦБ как регулятор смотрит на то, насколько банки корректно управляются», - добавил зампред.

Василий Поздышев отметил, что Банк России должен являться драйвером использования новых технологий в банковском бизнесе, выравнивая условия конкуренции для крупных, средних и малых банков. С этой целью ЦБ предлагает индустрии различные технологические платформы.

Отвечая на вопрос Георгия Лунтовского, Василий Поздышев отметил, что крупнейшие банки увеличивают свою долю рынка, в первую очередь, благодаря возможности участия в государственных программах.

Большое в малом

Дмитрий Голованов, председатель правления МСП Банка, проанализировал ситуацию в сегменте малых и средних предприятий. По его словам, 30 крупнейших банков занимают долю в 70% на рынке кредитования малого и среднего бизнеса. При этом уровень проблемных кредитов и дефолтов у этих банков ниже, чем у небольших банков, которые кредитуют МСБ.

- Малые банки постепенно утрачивают преимущества на этом рынке. Крупные банки постепенно забирают эту поляну себе, поскольку инвестируют в персонал, в технологии, в риск-модели и так далее.

Голованов прогнозирует, что темпы роста кредитования МСБ в России будут составлять около 10% ежегодно. Голованов считает, что нужно развивать мультиоригинаторную платформу секьюритизации – или покупку портфелей с кредитами МСБ.- Мы готовы покупать у вас такие портфели, - обратился он к банкирам.

Голованов попросил Банк России создавать больше преференций для малых банков с тем, чтобы они сохранили долю в 25-30% на рынке кредитования МСБ.

Крабы-монополисты

Первый заместитель президента – председателя правления банка ВТБ Дмитрий Олюнин представил свой взгляд на проблему концентрации и конкуренции. По его словам, доля государственных банков за последние годы существенно возросла и составила примерно 70%. Но не стоит забывать, что они стали основными жертвами «пертурбаций», связанных с курсом рубля и санкционным режимом в 2014-15 годах. «Поддержка АСВ, которая была оказана, конечно, дала определенный импульс роста», - признал Олюнин. Кроме того, на государственных банках сказалось ограничение возможностей программ приватизации, а также ряд санаций и «вынужденная необходимость ЦБ войти в капитал некоторых банков».

По словам Дмитрия Олюнина, ВТБ активно конкурирует не только с другими государственными банками, но и с кредитными организациями с иностранным участием и технологическими лидерами. Доля крупных банков (топ-50) возросла до 90%, в первую очередь, за счет того, что с рынка выводились недобросовестные игроки, уверен Олюнин. При этом доля пяти крупнейших банков с 2013 года выросла «всего на 2%», добавил он.

Дмитрий Олюнин напомнил о «четырех больших приобретениях и присоединениях», которые провел ВТБ за последние годы, отдельно упомянув сделки с ГУТА-Банком и Банком Москвы.

- Если активно не заниматься цифровизацией, то РОЕ банковского сектора за ближайшие пять лет снизится с 15% до 10%, - предупредил первый заместитель президента – председателя правления ВТБ, добавив, что эффект от оптимизации расходов не способен нивелировать описанное снижение. Пулы доходов банковского сектора будут расти ниже номинального ВВП. Конкуренция в индустрии будет только обостряться.

Дмитрий Олюнин отметил, что в структуре расходов населения банковские расходы, включая проценты, составляют «всего 6%». Отдельно он упомянул тенденции, связанные с цифровизацией.

- Снижение расходов на приобретение клиента через традиционную рекламу будет связано с тем, что мы будем много инвестировать в цифровые технологии, - сказал Олюнин.

Алексей Панферов, заместитель председателя правления Совкомбанка, в своем выступлении остановился на проблеме монополии Сбербанка. - Несмотря на то, что доля госбанков растёт, я не вижу тут особой проблемы. Не такая уж это большая беда.

Однако, по его мнению, проблема заключается в том, доля Сбербанка на рынке депозитов превышает мыслимые и немыслимые пределы. Доля этого банка выше, чем у других крупных международных банков на своих рынках.

- У меня нет претензий к Сбербанку, поскольку не он задал такую парадигму. Более того, Сбербанк очень многое сделал для развития рынка ипотеки.

Панферов привёл в пример историю с камчатским крабом, когда его запустили в Баренцево море и этот краб вытеснил конкурентов.

- Краб не виноват. Но вот у меня просьба к регулятору, к ФАС, озвучить, какая нормальная доля участия одного банка в различных продуктовых сегментах? Что является допустимым? 40-50%? Вопрос очень важный, к сожалению, я не услышал сегодня ответа на этот вопрос – лишь риторика.

- Интересный был пример про краба, - отреагировал Лунтовский. По его словам, потребители выиграли от того, что в Баренцевом море стало так много крабов. Ни один участник не заботится о среде, он заботится о своих клиентах.

Диагноз есть, лечения не предвидится

Илья Поляков, председатель правления Росбанка более подробно остановился на взаимосвязи цифровых технологий и конкуренции на банковском рынке. Расходы на ИТ – основная статья для большинства банков, которая в целом в мире оценивается в 500 млрд . долларов. При этом диджитализация, увод продукта «в цифру» позволяет уменьшить издержки на 20-30% и увеличить прибыль на 10%.

Применительно к конкуренции спикер отметил успехи государства в этой области. - Государство создает условия расширения конкуренции, применительно к цифровизации. Маркетплейсы на базе крупнейших игроков рынка, на базе регулятора позволяют малым банкам получать доступ к дорогим технологиям.

- Главный контрапункт, связанный с конкуренцией, — это проблема доминирования государственного сектора на банковском рынке, - сообщил свою точку зрения Владимир Сенин, заместитель председателя правления по связям с органами государственной власти Альфа-банка.

Доля банков с государственным участием за последние пятнадцать лет увеличилась на 30% и достигла 67%. Причины этого процесса отчасти институциональные, не лежащие в плоскости финансового и банковского сектора, - общий процесс огосударствления экономики и сложившийся сегодня инвестиционный климат. Частный бизнес неохотно вкладывает деньги в создание банков из-за низкой маржинальности. В то же время государственные банки имеют значительные преференции при работе с госсредствами. Кризисы 2008, 2014 годов и выбранный Банком России механизм санации также привели к увеличению государственного сектора.

По мнению Владимира Сенина, регулятор должен четко описать целевую модель банковского сектора, к которой он идет.

Представитель Альфа-банка упомянул доклад ФАС о состоянии конкуренции. По его мнению, ФАС «очень четко диагностировал ту проблему, которая есть, но лечить не может, потому что проблема лежит в регулировании».

- Банк России, строго говоря, не отвечает за состояние конкурентной среды. Этого мы не найдем ни в одном документе. Банк России отвечает за устойчивость, за развитие… - описал проблему Владимир Сенин. Он предложил на уровне закона наделить Банк России функцией по стимулированию конкуренции на банковском рынке.

Отдельными поправками нужно законодательно ограничить рыночные доли госбанков. «Госбанки следует рассматривать, прежде всего, в качестве институтов развития. Недопустимо, когда институты развития вторгаются в конкурентную нишу», - добавил Владимир Сенин.

Параллельно необходимо создавать точки роста для частных банков. Одним из таких механизмов может являться регуляторная песочница, но на данный момент она рассчитана только на проекты в сфере финтеха. «Песочницу» надо расширить различными банковскими продуктами, полагает Сенин.

Сами виноваты

После небольшого перерыва стартовала вторая сессия дня – панельная дискуссия «Практические вопросы защиты конкуренции на российском рынке финансовых услуг», модератором которой выступил Андрей Шаров, вице-президент Сбербанка.

Открылась дискуссия докладом Андрея Кашеварова, заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы. - Наличие участия государства в капитале банков – плохо. Но давайте признаемся, что это результат наших же собственных действий. В 2016 году было принято порядка 30 документов, которые давали преимущество таким банкам, - подчеркнул он. По словам заместителя руководителя ФАС, госбанки искусственно занижают ставки по вкладам, а ставки по кредитам остаются на рыночных уровнях.

Кашеваров высказался за ограничение возможности приобретения госбанками других банков. При этом он считает, что нынешнее засилье государства в секторе – явление временное. Что касается рекламы банков с акцентом на то, что они – государственные, то Кашеваров предупредили, что такая реклама будет иметь судебные последствия.- По данному направлению мы видим хорошие судебные перспективы, - сказал он. Кашеваров также высказался за ограничение присутствия терминалов госбанков в государственных учреждениях.

ФАС также намерена пересмотреть долю доминирования одного игрока на рынках. Применительно к банкам это 10% доминирования на федеральном уровне и 20% - на региональном. - Мы предлагаем эту долю снизить, - закончил он.

Охлажденный Сбербанк

Игорь Галась, заместитель губернатора Краснодарского края, сообщил, что взаимоотношения региональной власти с кредитными организациями строятся по принципу «клиент-банк».

Он рассказал об участии края в программе повышения финансовой грамотности населения.

Говоря о распространении банковских услуг в Краснодарском крае, Игорь Галась сообщил, что в регионе 1 млн. 700 тысяч пенсионеров, и 900 тысяч из них получают пенсии на банковские счета, то есть пользуются банковскими картами, различными услугами, а зачастую и онлайн-приложениями.

Одной из приоритетных задач региональной власти вице-губернатор назвал выявление совместно с Банком России на максимально ранних стадиях финансовых пирамид и недобросовестных участников финансового рынка.

- Нет какой-то формальной или неформальной установки в системе органов власти о том, что банкам с госучастием должны оказываться преференции. Более того, мы даже несколько охлаждаем горячий спрос бюджетных учреждений, работников бюджетной сферы на участие в зарплатных проектах Сбербанка, - поделился Галась.

По словам заместителя губернатора, региональные институты развития на конкурентной основе размещают средства в различных банках, и доминирования отдельных организаций в этом процессе не наблюдается.

Игорь Галась упомянул о реализации краевой программы по субсидированию процентных ставок для предприятий в сфере сельского хозяйства и промышленности (на обновление основных средств производства). - Мы готовы совместно с банками развивать доступность кредитных ресурсов, - в заключение заверил Игорь Галась.

Технологичная уравниловка

Андрей Фомичев, заместитель председателя правления компании ЦФТ, заверил собравшихся том, что технологии являются «великим уравнителем» крупных и мелких банков.– Дистанционное банковское обслуживание, мобильные банки уравнивают шансы в конкурентной борьбе за клиента. Не требуются ресурсы на открытие офисов, развитие сети, - отметил спикер. Катализатором конкуренции он назвал и запущенную в стране Единую биометрическую систему. – Через несколько лет значительная часть населения будет уже в этой базе. И вы сможете дотянуться до любого клиента, - оптимистично предположил Андрей Фомичев. Спикер также посоветовал банкам использовать готовые технологические решения, а не разрабатывать их с ноля, а также активнее использовать аутсорсинг для различных сопровождающих операций. – В среднем издержки при такой модели сокращаются на 30-40%. В нашей практике был случай, когда клиентская база выросла в десять раз, а затраты на ИТ при этом снизились в три раза, - рассказал он.

США доминируют

Эдуард Де Ленкесан, президент Европейского института финансового регулирования, рассказал о высокой концентрации капитала на рынке финансовых услуг по Франции. В этой стране доминируют четыре банковских группы, на рынке страхования – три страховых группы.

Однако куда опаснее концентрация капитала на международном рынке. С момента кризиса в 2008 году американские банки повысили долю в фондировании европейских банков с 42% до 62%. По его словам, в качестве защитной меры в Европе активно поддерживают развитие альтернативных источников для финансирования бизнеса.- Потому что у Китая и США есть стратегия, у нас же – лишь фрагментация.

Кроме того, Эдуард Де Ленкесан высказался за создание платформы для сотрудничества всех мировых финансовых центров, в том числе - Москвы.

Без репутации нет конкуренции

Валерий Лях, директор Департамента противодействия недобросовестным практикам Банка России, остановился в своём выступлении на вопросах использования инсайдерской информации. Банк России в настоящее время готовит соответствующий законопроект.

Согласно документу, предлагается наделить правом Банк России проводить проверки банков, но без права изымать документацию – можно лишь копировать, знакомиться с документами. Проверки касаются исключительно деятельности юридических лиц-клиентов банков, не физических лиц.

Так же Лях рассказал про точечные, по его словам, изменения, касающиеся маркетмейкинга. - Этот инструмент может получить большую детализацию. В этом и следующем году мы собираемся серьезно продвинуться в изменениях в законодательстве, которые касаются конкуренции.

Модератор задал вопрос, насколько сильно влияет неправомерные действия на конкуренцию? - В ряде случае влияние достаточно сильное. Но на конкуренцию больше влияет репутация. Нет репутации – нет и конкуренции, - резюмировал Валерий Лях. По его мнению, нужно принять законы, которые бы были направлены на повышение репутации всего рынка.

Административно-командная конкуренция

Владимир Комлев, председатель правления, генеральный директор НСПК напомнил, что платежная система «Мир» создавалась «административно-командным» решением, в рамках федерального закона, и это закрепило за ней репутацию игрока, который находится не совсем в конкурентном поле. В связи с этим Владимир Комлев назвал задачей номер один «превращение платежной системы «Мир» в полноценного конкурентного коммерческого игрока на российском рынке». На сегодняшний день система занимает 17% рынка по количеству карт (43 миллиона) на российском рынке. К концу года «Мир» рассчитывает увеличить этот показатель до 20%. Платежная система охватила практически все розничные российские банки. При этом важно не только количество выпущенных карт, но и уровень активности по ним. За последние два года среднее количество транзакций на одну карту «Мир» увеличилось в два раза – до 8,3 транзакций в месяц. Данная цифра близка к общерыночным показателям, заверил Владимир Комлев. Средняя сумма покупок по карте «Мир» в месяц составляет 6 тысяч рублей. «Цифра вроде бы не очень высокая, но мы понимаем, какая клиентская база на сегодняшний день сложилась в платежной системе «Мир», - прокомментировал Комлев.

- Наш рынок очень узенький. Это несколько платежных систем, и это борьба за одного и того же потребителя, - добавил генеральный директор НСПК.

По словам Владимира Комлева, платежная система старается обеспечить российским банкам равный доступ к существующим платформенным сервисам.

Станислав Близнюк, операционный директор- заместитель председателя правления Тинькофф-банка, разделил конкуренцию на две зоны: открытую и закрытую. К открытой зоне конкуренции он отнёс непосредственно сам продукт, предлагаемый банком, сокращение операционных расходов и сотрудники кредитной организации. – Инвестирование в людей дает банкам большое конкурентное преимущество, - подчеркнул он. К закрытой зоне конкуренции Близнюк отнес некие регуляторные моменты. Например, действующая система страхования вкладов населения привела к тому, что предприниматели, пока не имеющие аналогичной защиты, предпочитают работать только с госбанками.
07.09.2018Источник: Finversia
все публикации | подписка на рассылку

 

-=endpage=-



Размещение информации на сайте | Условия размещения рекламы


Copyright 2000-2010 iFin.ru, e-mail:
создание сайта: Aplex, Дизайн: Максим Черемхин
TopList Rambler's Top100