Прошедший год стал переломным в формировании массового предложения на рынке банковских интернет-услуг. Еще год назад только два российских банка предлагали полнофункциональный банковский сервис через Интернет своим частным клиентам, да несколько банков экспериментировали с интернет-версиями систем "клиент-банк" для корпоративных клиентов. Полноценный рынок банковских интернет-услуг начал формироваться лишь в 2000 году, когда не единицы, а десятки банков стали развивать интерактивное банковское обслуживание через Интернет. По данным компании "Интернет Маркетинг", сегодня 94 российских банка (из них половина - региональные) предлагают различные формы удаленного банковского сервиса с использованием сети Интернет. Услуги персонального интернет-банкинга предоставляют 5 банков, корпоративного интернет-банкинга - 59, услуги интернет-трейдинга - 48. При этом еще около 50 банков разрабатывают или внедряют системы интернет-сервиса. На рынке интернет-банкинга очень динамично развивается корпоративный сегмент. Это закономерно. Потенциальный спрос на интернет-услуги, более удобные по сравнению с традиционными системами "клиент-банк", сегодня достаточно велик именно со стороны юридических лиц, нуждающихся в оперативном банковском обслуживании. В сегменте персонального интернет-банкинга оживленного предложения услуг пока не наблюдается. Это объясняется отсутствием у населения устойчивого спроса на традиционные расчетные услуги банков. Однако рост спроса на услуги интернет-банкинга со стороны населения будет неуклонно расти прежде всего вместе с ростом спроса на платные услуги (мобильную связь, Интернет, кабельное телевидение) и связанные с ними безналичные расчеты. Довольно активную позицию занимают банки и в другом секторе финансовых услуг - интернет-трейдинге. С внедрением ведущими российскими биржами (ММВБ, РТС, МФБ, Фондовая биржа "Санкт-Петербург") технологии "биржевого шлюза" число интернет-брокеров в России за 2000 год выросло в десятки раз. И уже к концу года более 90 профессиональных участников фондового рынка (около половины из которых - банки) объявили о предоставлении услуг интернет-трейдинга. За 2000 год доля ММВБ - первой биржи, запустившей "интернет-шлюз", - возросла на российском рынке акций с 55-60% до 77-82%. Сегодня более половины сделок в секции фондового рынка ММВБ заключается через системы интернет-торговли, в то время как в начале прошлого года этот показатель составлял лишь около 2%. Значение развития рынка интернет-трейдинга в России трудно переоценить. При благоприятных экономических условиях простые и удобные интернет-услуги позволят вовлечь в инвестиционный процесс тысячи индивидуальных инвесторов. По различным оценкам, инвестиционный потенциал российского населения составляет от 40 до 60 млрд долларов. Даже если незначительная доля этих средств поступит на фондовый рынок благодаря развитию интернет-трейдинга, это не только позволит оживить фондовый рынок, но и создаст реальные предпосылки для увеличения потока инвестиций в экономику страны. В целом активное формирование в России рынка банковских интернет-услуг свидетельствует о серьезных изменениях в стратегических установках банков. Если еще недавно доминировала ориентация на достижение краткосрочных целей, обусловленная необходимостью выживания, то сегодня банки вынуждены думать об уже недалеком будущем, когда успех в конкурентной борьбе за клиента будет во многом определяться качеством онлайн-сервиса.