Сегодня интернет-технологии уже перестали быть модной игрушкой и становятся реальным оружием в конкурентной борьбе и, более того, необходимым средством выживания на рынке. Таков один из главных выводов недавно состоявшейся первой специализированной выставки-конференции "iFin-2001. Интернет-финансовые технологии", на которой более 20 компаний представили свои разработки в области интернет-банкинга и интернет-трейдинга и которую посетили свыше 300 представителей российских банков и инвестиционных компаний. Такого интереса к специализированному мероприятию не ожидали не только профессиональные участники финансовых рынков, но и организаторы выставки, несмотря на то, что необходимость проведения подобного мероприятия была обусловлена кардинальным изменением ситуации на российском рынке финансовых интернет-услуг. В 1999 году в России интернет-банкинг и интернет-трейдинг делали только первые шаги. Услуги предлагались всего лишь несколькими банками и инвестиционными компаниями, причем большинство из них использовали системы собственного производства. Разработчиков специальных программных и аппаратных решений для интернет-услуг можно было сосчитать по пальцам. При этом функциональные возможности первых систем и их характеристики вызывали много нареканий у клиентов, что объяснялось "сыростью" продуктов. Последний год стал переломным для рынка финансовых интернет-услуг. В несколько раз выросло количество решений, предлагаемых на рынке. На сегодняшний день более 20 отечественных компаний-разработчиков активно развивают и продвигают полноценные продукты для интернет-банкинга и интернет-трейдинга. Большинство из них - это отечественные разработки, которые предлагаются, как правило, в уже практически готовом "коробочном" варианте. Однако на российском рынке представлены и зарубежные разработки, продвигаемые двумя отечественными поставщиками - CSBI, СервоКомп, - которые представляют собой индивидуальные решения, создаваемые под конкретного заказчика на базе западных инструментальных и программных платформ. Такое обилие предложений технологических решений не могло не сказаться на росте объема финансовых интернет-услуг, представленных на рынке. По данным, которые были предоставлены компании "Интернет Маркетинг" разработчиками интернет-финансовых систем, число инсталляций систем интернет-банкинга, находящихся в промышленной эксплуатации, к концу мая 2001 года составило рекордную цифру - 181, а количество внедрений систем интернет-трейдинга - 123 (без учета систем, разработанных банками и инвестиционными компаниями самостоятельно или предоставленных на условиях субадминистрирования). Еще одна позитивная тенденция: рост количественных показателей развития рынка сопровождается повышением качества разработок. Раньше перед компаниями-разработчиками стояла задача сделать хоть что-то, чтобы привлечь банки и брокерские компании, которые все активнее интересовались возможностью предоставлять своим клиентам услуги через Интернет, но при этом они еще не очень хорошо разбирались в том, что им нужно. Сегодня банки и инвестиционные компании уже больше знают о том, чего хотят от них клиенты и каким требованиям должны отвечать современные системы интернет-обслуживания. К тому же на рынке появились выбор и соответственно конкуренция. Это и заставило отечественных разработчиков поработать над улучшением качества своих продуктов. В целом, по справедливому замечанию одного из участников выставки-конференции "iFin-2001", "современные технологические решения идут даже несколько впереди потребностей бизнеса". И это хорошо, ведь появление новых технологий создает возможность совершенствования традиционных услуг, стимулирует развитие компаний. Это, в свою очередь, приводит к формированию потребностей бизнеса в новых технологических решениях. Так, нередко попытка внедрения в банке (известны примеры довольно крупных кредитных учреждений) системы интернет-банкинга приводит к необходимости серьезного изменения бизнес-процессов и совершенствования не только автоматизации банка, но и организации предоставления услуг. Таким образом, развитие интернет-финансовых технологий уже в ближайшее время может существенно изменить лицо отечественного финансового сервиса, что сделает его более доступным и дружественным по отношению к клиенту, будет способствовать не только повышению уровня автоматизации в банках и инвестиционных компаниях, но и росту качества самих услуг.