Rambler's Top100
  интернет финансы главная | карта | поиск | | реклама  
главнаяПубликации  Публикации  Интернет Финансы Онлайн-сегмент поможет банкам сократить издержки О психологии поведения вкладчиков, кредитовании МСБ, ситуации с ликвидностью и развитии онлайн-сегмента Павел Самиев поговорил с Константином Воробьевым, заместителем председателя правления Росинтербанка.

XIV Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2024»
XIV Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2024»
Новости
Публикации
События
Ресурсы
Глоссарий
Партнеры
О проекте
Форум

Решения:

Интернет-банкинг


Интернет-трейдинг


Интернет-страхование


Интернет-расчеты


Безопасность

Aplex.ru Разработка веб-сайтов

Intersoft Lab (17.06.11)

XXIV Международный Форум iFin-2024 "Электронные финансовые услуги и технологии"

X Международный Форум ВБА-2023 «Вся банковская автоматизация»

XIII Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2023»

Рекомендуем:

Итоги XXIV Международного Форума iFin-2024, 6-7 февраля 2024
Итоги X Международного форума "ВБА 2023" 24-25 октября 2023
Итоги XXIII Международного Форума iFin-2023, 7-8 февраля 2023


Спецпредложение:

Автострахование, страхование автомобиля, страхование жизни, медицинское страхование - cкидка 5% для посетителей iFin.ru подробнеe >>

Астраброкер 


-=startpage=-
П У Б Л И К А Ц И И


Онлайн-сегмент поможет банкам сократить издержки
О психологии поведения вкладчиков, кредитовании МСБ, ситуации с ликвидностью и развитии онлайн-сегмента Павел Самиев поговорил с Константином Воробьевым, заместителем председателя правления Росинтербанка.

Павел Самиев: Константин, какая сейчас ситуация в реальном секторе? Есть признаки, что после первого квартала произошло некоторое успокоение, по крайней мере, внешние факторы стали более благоприятными.

Константин Воробьев: Успокоение, на мой взгляд, больше психологическое. Люди смотрят, действительно, на внешние факторы: цена на нефть более или менее стабилизировалась, соответственно бюджет получает доходы. Агрессивная риторика политиков сменилась высказываниями о смягчении санкций. На лицо сокращение объемов оттока капитала. Фаза снижения закончилась, экономика перешла в стагнацию. Однако, если говорить о реальном секторе, то активного кредитования не видно. За последние два года хороших заемщиков на рынке больше не стало, а за тех, кто есть, существует высокая конкуренция.

Павел Самиев: Может быть, все-таки по отдельным отраслям есть оживление? Можно назвать какие-то более узкие сегменты, где проявляется активность?

Константин Воробьев: Достаточно неплохо себя чувствует сельское хозяйство. На фоне общего снижения экономики эта отрасль — одна из немногих — показывает рост. Я могу по нашим клиентам сказать, что они активно работают, и санкции, наверное, даже в какой-то степени позитивно на них сказались.

Павел Самиев: То есть они почувствовали определенный импульс в последнее время?

Константин Воробьев: Да. Те отрасли, которые активно вовлечены в импортозамещение, продолжают развиваться и в текущих условиях. К таким можно отнести аграрный бизнес, пищевую промышленность, фармацевтику.

Павел Самиев: На что вы ориентируетесь в работе с этой категорией клиентов?

Константин Воробьев: Прежде всего — на сервис высокого качества, индивидуальный подход. Клиент хочет получать удобство в обслуживании, продвинутые продукты, настроенные исключительно под него, оперативный доступ к средствам, в том числе заемным, скорость и точность в проведении расчетов, простоту процедур взаимодействия с банком — то, что крупные банки не всегда готовы предоставить. Поэтому по мере стабилизации ситуации в банковском секторе мы увидим обратную миграцию клиентских потоков в средние рыночные банки.

Павел Самиев: Если мы говорим о мерах господдержки, которые тоже призваны поддержать кредитование, это гарантийная система, это рефинансирование. Сейчас ощущается вклад этих инструментов, он весомый? Действительно ли это поддерживает кредитование?

Константин Воробьев: Есть отрасли, где господдержка уже давно и на высоком уровне внедрена, например сельское хозяйство и промышленность. Есть отрасли, где это нужно развивать — наука, технологии.

Павел Самиев: Но есть какие-то барьеры, которые нужно выделить? Почему это не так распространено, как хотелось бы? Потенциал, наверное, больше.

Константин Воробьев: Есть проблемы с системой рефинансирования, ее необходимо расширять. Нужно развивать Национальную гарантийную систему — это позволит решить проблему с залогами. Гарантийная поддержка пока не в полной мере используется рынком: в 2015 году менее 2% кредитов было выдано под поручительства фондов. Я считаю, нужно расширять перечень программ по рефинансированию, тогда как в последнее время проявляется тенденция к сокращению такого рода инструментов.

Павел Самиев: Какая примерно доля в портфеле относится к малому бизнесу? Насколько она велика в вашем Банке?

Константин Воробьев: Невелика. Мы входили в этот сегмент в 2010-2011 годах и больше его не наращивали.

Павел Самиев: И он сворачивается в основном?

Константин Воробьев: В Банке нет политики отказа от кредитования малого бизнеса, но в текущих условиях подавляющее большинство предприятий малого бизнеса не может соответствовать требованиям Банка к своим заемщикам. Цена ошибок вырастет многократно. При этом мы реализуем некредитные формы поддержки, например гарантии.

Павел Самиев: До кризиса в Банке развивались кредитные фабрики или это был индивидуальный подход?

Константин Воробьев: Этот бизнес практически сразу перестал отвечать уровню принятия риска Росинтербанком. По сути, это скоринговая модель с выдачей кредита на беззалоговой основе. У нас же применяются различные методики оценки риска для разных сегментов бизнеса со своими этапами, процедурами, целевыми показателями, требованиями и допущениями. Особенность Банка — как раз не в масс-маркете, а в индивидуальном подходе к клиенту, участии в структурировании сделок, анализе бизнеса. Чтобы решить проблему кредитования малого предпринимательства, нужны глобальные перемены на законодательном уровне, изменения в системе оценки банковских рисков и давления на нормативы. Также необходимо активно развивать альтернативные инструменты, например область венчурного капитала, стремиться к тому, чтобы появилась целая индустрия, готовая вкладываться не столько в актив, сколько в идею, человеческий капитал.

Павел Самиев: Поговорим о перспективных нишах. Посмотрим в будущее — на год, на два вперед. Если не рассматривать малый бизнес, те сегменты, которые испытывают проблемы, как девелоперы, например, какие еще ниши могут стать точками роста в ближайшие год-два?

Константин Воробьев: Компании с высоким уровнем добавленной стоимости в продукции, в том числе и высокотехнологичные. Экспортоориентированные компании и те, которые наиболее успешно смогут использовать возможности снижения операционных затрат на внутреннем рынке. Компании, укрепившиеся и развившие свою конкурентоспособность за время внешних ограничений. При этом я думаю, что уход от риска будет все еще актуален.

Павел Самиев: То есть банки останутся консервативными?

Константин Воробьев: Если не появятся новые стимулы для развития, в фаворе так и останутся те отрасли, о которых мы говорили выше. Могут быть отдельные истории, например в упомянутом выше девелопменте. Падение цен остановилось, появляется робкая активность на данном рынке, в том числе со стороны зарубежных инвесторов, которым за счет курсовой переоценки выгодно сейчас заходить на этот рынок.

Павел Самиев: Какое примерное соотношение комиссионных к процентным доходам? Растет ли доля комиссионных? Уже много лет постоянно идут разговоры о том, что это очень важный элемент диверсификации, его нужно развивать. Есть какой-то результат?

Константин Воробьев: Есть три составляющие: деловая активность, конкуренция, регулирование отрасли. Деловая активность остается на низком уровне, конкуренция среди банков за клиента лишь возрастает, что ведет к снижению тарифов. Ужесточение банковского регулирования и отзыв лицензий приводят к падению доверия к частному банковскому бизнесу. Не нужно быть провидцем, чтобы предположить, что мы будем наблюдать значительный рост комиссионных доходов в банках топ-30, тогда как в секторе средних банков не исключено падение данного показателя. Где искать резервы? Это прежде всего продажа различного рода страховок, пенсионных продуктов, юридических услуг, автопомощь на дорогах и т.д. Как еще можно повысить доход? Инновационными продуктами. На подходе поколение, которое не привыкло совершать визиты в офис банка, а привыкло получать сервис, не отрываясь от своих компьютеров или мобильных устройств. Те, кто смогут достаточно быстро интегрировать в онлайн свои продукты и услуги, совместив это с последними технологиями, и будут получать дополнительный доход. Сокращение издержек — еще один стимул для банков. Сейчас конкуренция высокая, маржа сокращается. Это тренд, который в ближайшие 10 лет, я уверен, будет превалировать: уход банков в онлайн, инновационные продукты и т.д. Те, кто будут идти впереди, они…

Павел Самиев: Смогут получить большую маржу с этого.

Константин Воробьев: Да, они будут в авангарде этих комиссионных продуктов.

Павел Самиев: Что-то можно привести в качестве примера успешного внедрения? У вас в Банке что-то подобное происходило?

Константин Воробьев: Интересных историй много. Я, например, активно слежу за стартапами, там много полезного можно почерпнуть: финансовые P2P-сервисы, появление «социальных» банков, развитие технологий блокчейн — это явления, которые невозможно не заметить. Из ярких российских примеров назову Рокетбанк, TalkBank, и мне глубоко симпатично то, что делают Тинькофф Банк и Альфа-Банк по данному направлению. Что касается нашего Банка, то мы вместе с SAP внедряем платформу SAP Sybase 365 Mobiliser, которая позволит клиентам Росинтербанка использовать весь спектр современных банковских инструментов.

Павел Самиев: С точки зрения фондирования и пассивной базы какая сейчас ситуация с ликвидностью? В последнее время считается, что с ликвидностью все стало гораздо спокойнее и лучше, чем было буквально квартал назад. Как долго это может продлиться? В первом квартале впервые за достаточно большой период времени наблюдалось падение в абсолютном выражении объема депозитов физических лиц. Какие прогнозы по стоимости пассивов, по депозитам, по структуре и ситуации с ликвидностью?

Константин Воробьев: В целом, сейчас с ликвидностью дела обстоят гораздо лучше. Можно выделить несколько факторов тенденции, которая зародилась в прошлом году. Высокая ключевая ставка способствовала росту ставок по кредитам и депозитам. В результате население перешло к сберегательной модели, а компании сократили инвестиции и стали активнее размещать свободные ресурсы на депозитах. Стабилизация рубля способствовала сокращению спекулятивных позиций, а высвободившиеся рубли пошли на погашения долгов перед ЦБ. Исполнение федерального бюджета значительно влияет на состояние банковской системы. Федеральное казначейство будет конвертировать средства Резервного фонда в финансирование бюджетного дефицита текущего года, что приведет к очередному притоку ликвидности в банковский сектор. На этом фоне ЦБ начал сокращать объемы предоставляемых ресурсов и инструменты фондирования. Так, Банк России в текущем году практически отказался от проведения аукционов по кредитам под залог нерыночных активов, а также начал сокращать лимиты по инструменту недельного РЕПО. Были повышены отчисления в фонд обязательного резервирования.

Однако банковская система неоднородна. Банкам «первого эшелона» традиционно доступен больший набор инструментов как рыночного фондирования, так и привлечения средств от клиентов. Большинство же банков лишены доступа к ресурсам, размещаемым Федеральным казначейством на депозитном аукционе. Для тех, чьи возможности по привлечению средств с долгового и денежного рынков ограничены, привлечение средств от Банка России является важным источником ликвидности. Сокращение лимитов со стороны регулятора, а также уменьшение набора инструментов рефинансирования будут заставлять банки привлекать ресурсы по ставкам выше рыночных, сокращать программы кредитования. Что касается прогноза, то в целом потребность в размещении свободных средств в Банке России будет превышать потребности в рефинансировании, за исключением временных отрезков, совпадающих с обслуживанием внешнего долга. Что касается депозитов физических лиц, то в начале года заканчивался значительный объем длинных вкладов по высоким ставкам. Это наложилось на снижение реальных доходов населения, сворачивание кредитования и как следствие ухудшение финансовых настроений. В результате наши граждане в начале года вернулись к потребительской модели поведения. Сейчас ситуация несколько выровнялась. По итогам мая зафиксирован рост на 1,1%. При этом ставки продолжат снижаться и до конца года могут потерять еще 1-2%.

Павел Самиев: Если говорить об источниках пассивов именно в структуре, то что в течение этого года должно вырасти, доля какого источника?

Константин Воробьев: Стратегически важен рост остатков юридических лиц. Однако для решения этой задачи нужны подвижки в системе страхования. Определение страховой суммы в размере 5 10 млн рублей даст юридическим лицами сигнал, что можно и нужно работать не только с крупными финансовыми институтами. Что касается граждан, то снижение процентных рыночных ставок вкупе с уменьшением свободных денежных средств у граждан приведет к заметному замедлению темпов роста средств клиентов на счетах банков. Однако перспективы снижения ставок будут стимулировать активное население фиксировать ставку на длинных вкладах. Поэтому вклады населения будут расти, но не теми темпами, которыми они росли в прошлом году или даже в конце позапрошлого.

Павел Самиев: Да, в прошлом году был очень мощный прирост.

Константин Воробьев: Если за 2015 год средства физических лиц на счетах выросли на 17%, то в 2016 году рост будет на уровне 5 7%, что ниже уровня 2014 года.

Павел Самиев: Поговорим о продуктах и новых предложениях для рынка. Какие преимущества на рынке у вашего Банка сейчас есть для клиентов? В продуктовой линейке или в скорости обслуживания, в чем-то еще?

Константин Воробьев: Росинтербанк всегда был универсальным банком и всегда стремился предлагать клиентам максимально разнообразные и выгодные наборы продуктов и услуг. Вне зависимости от поставленных перед собой личных задач любой действующий или потенциальный клиент сможет с большой долей вероятности найти продукт или сервис, отвечающий именно его потребностям. К примеру, в Банке действует гибкая линейка банковских вкладов, которая динамично корректируется в зависимости от ситуации на рынке и текущей конъюнктуры. Постоянно развиваются и предложения по кредитованию. В частности, в дополнение к кредитам на цели образования, Банк планирует в ближайшее время запустить кредитные карты для работников сферы образования. Такой продукт уже прошел у нас внутреннее согласование. С точки зрения технологий: недавно были радикально обновлены системы мобильного банкинга и интернет-банкинга, где были серьезно переработаны интерфейсная и функциональная части. Готовится к запуску большой проект в рамках направления банковских карт, мобильного и семейного банкинга. Все офисы Банка были оснащены системой электронной очереди. Это не новость для рынка, но мы пошли дальше, проведя взаимную интеграцию системы с интернет-сайтом и контакт-центром: теперь клиенты не только могут в режиме реального времени оценить загруженность офисов, но и записаться на прием на наиболее подходящее для него время. Движемся мы и в направлении создания финансового супермаркета: в офисах Банка теперь можно приобрести ряд страховых и сервисных партнерских продуктов, а оформить полис страхования для выезжающих за рубеж теперь можно непосредственно на нашем сайте.

Павел Самиев: Теперь о социальных проектах. Что за прошлый год сделано в данном направлении? Может быть, в этом году уже что-то реализовали в социальной сфере?

Константин Воробьев: Банк активно поддерживает программы по развитию финансовой грамотности населения, является постоянным участником масштабных образовательных проектов. В 2015 году мы стали генеральным партнером всероссийской программы «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях», когда в ходе открытых занятий ученики и студенты встречаются с авторитетными финансистами, представителями Минфина, ЦБ и крупнейших компаний. В 2016 году поддержали Всероссийскую неделю финансовой грамотности, провели ряд занятий и мастер-классов в Москве, Казани, Тюмени, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. В феврале этого года Банк стал генеральным партнером гала-концерта «Русская гравитация», который прошел в Берлине в рамках международного музыкального фестиваля BerlinMoscowUnion. В марте-апреле мы приняли участие в международном культурно-просветительском проекте «Ломоносовский обоз. Дорога в будущее». В мае Банк стал генеральным партнером очередного Розыгрыша Кубка Межбанковской Хоккейной Лиги (Кубок МБХЛ-2016). Мы шефствуем над театральной студией «Чердак» с момента ее основания в 2014 году. Этим летом актеры студии будут ставить премьерный спектакль «Найди свой вКлад», который помогает освоить основы финансовой грамотности ученикам младших классов. В продуктовой линейке Росинтербанка особое место занимают образовательные кредиты, в том числе с государственным субсидированием. Это одна из отраслей кредитования, где просрочка вообще минимальная.

Павел Самиев: Это уже какой-то значимый, ощутимый сегмент в портфеле?

Константин Воробьев: Это небольшая часть кредитного портфеля, но в то же время образовательные кредиты играют значительную роль в качестве инструмента позиционирования Банка для розничных клиентов. В сотрудничестве с Минобрнауки России с октября 2014 года наш Банк выдает кредит с государственным субсидированием — «Зачетный». Благодаря доступной процентной ставке «Зачетный» является привлекательным продуктом для широкого круга населения. По итогам 2015 года образовательные кредиты с господдержкой составили 47,3% всех выданных образовательных кредитов. Вместе с тем Банк активно развивает программу «Доступное образование», которая позволяет получить образование в вузах, не отвечающих требованиям государственной программы, в бизнес-школах, оплатить обучение на курсах МВА или профинансировать образование за рубежом. К примеру, сейчас у нас действует совместная акция с Московской бизнес-школой. Спецпредложение Банка — серьезные скидки для всех, кто желает получить степень МВА.

Павел Самиев: Последний вопрос — традиционный: с каким видом спорта можно сравнить то, что происходит сейчас на банковском рынке?

Константин Воробьев: Сейчас это какой-то триатлон, мне кажется.
19.08.2016Источник: Банковское Обозрение
все публикации | подписка на рассылку

 

-=endpage=-



Размещение информации на сайте | Условия размещения рекламы


Copyright 2000-2010 iFin.ru, e-mail:
создание сайта: Aplex, Дизайн: Максим Черемхин
TopList Rambler's Top100