Будущее финансовых технологий за интернет- и мобильным банком
Удаленный доступ к банковским услугам через интернет и сотовую связь стал для многих россиян незаменимым инструментом в решении своих разнообразных финансовых вопросов. Оказалось, что преимущества интернет-банка не ограничиваются банальным комфортом для клиентов кредитных организаций, а доля тех, кто начинает использовать данную услугу, постоянно растет. Причем Алгирдас Шакманас, вице-президент, управляющий директор по электронному бизнесу Промсвязьбанка, в интервью нашему порталу отметил ежегодное увеличение данного сегмента потребителей на 20-25%.
Не комфортом единым
Удобство использования интернет- и мобильного банка очевидно каждому. Ведь при удаленном получении услуги нет необходимости посещать отделение банка, нести транспортные расходы по времени и деньгам, а также стоять в очереди. Все выполняется в считанные минуты. В дополнение к этому необходимо отметить и финансовую составляющую. Интернет позволяет банкам снизить стоимость предоставляемых услуг.
Так, при подаче онлайн-заявки на кредит применяется сниженная процентная ставка. За переводы и платежи, в свою очередь, придется заплатить меньше, чем при выполнении транзакции классическим способом – через кассу отделения. Помимо этого каждый банк предоставляет индивидуальные бонусы, такие как надбавка по вкладам, льготный курс на конвертацию валюты и т.п.
Возможность снизить стоимость предоставляемых удаленно услуг у банков появляется из-за сокращения расходов. Главным фактором является то, что нет необходимости тратить средства на содержание большого количества отделений. То есть расходы на оплату труда специалиста и контролирующего его сотрудника, амортизацию оборудования, оплату аренды/коммунальных услуг офиса попросту исключаются из стоимости той или иной финансовой операции.
Доля клиентов, выполняющих операции удаленно, постоянно растет
Постоянное увеличение пользователей интернет- и мобильного банка вполне логично. Большинство таких клиентов относятся к тем, кто получает заработную плату в кредитной организации. Они занимают половину граждан, использующих удаленный доступ к банковским услугам.
Если говорить о возрастной сегментации, то основная часть – 50% относится к так называемому digital-поколению. Это граждане, которым от 25 до 35 лет. Хотя и в более возрастных категория наблюдается немалый спрос на интернет- и мобильный банкинг. Так, например, клиенты в возрасте 36-50 лет составляют 35% от всех активно использующих удаленное получение банковских услуг. Что касается самого возрастного сегмента (старше 50 лет), то их доля – 12%.
Немаловажным является и привлечение россиян банками через интернет. Причем, отмечается, что граждане, которые стали их клиентами посредством данного варианта взаимодействия являются более привлекательными. Это относится не к среднестатистическому портрету (он практически идентичен портрету клиента, пришедшему через оффлайн), а к финансовой активности. Такая тенденция связана с тем, что интернет пользователи приходят уже со сформированными запросами и четким представлением необходимых услуг.
Перспективы переоценить сложно
Если учесть постоянное развитие предоставления банковских услуг через интернет и сотовых операторов, и то, что на данный момент половина клиентского потока используют именно эти варианты, можно прогнозировать кардинальное изменение банковского сектора. В будущем он должен быть максимально технологичным и направленным на полностью удаленное обслуживание. Количество классических офисов сократится до минимума. Те участники рынка, которые упустят тренд либо закроются, либо будут получать минимальную прибыль.
На данный момент у банков стоит две основные задачи. Во-первых, разработать и внедрить удаленное персональное консультирование, которое бы заменило привычное предоставление информации в отделениях. Во-вторых, с контролирующими органами до конца сформировать законодательное поле по работе с клиентами через интернет и мобильный банк. Учитывая, что работа не прекращается ни на один день, можно ожидать достаточно быстрого достижения необходимых результатов.