Rambler's Top100
  интернет финансы главная | карта | поиск | | реклама  
главнаяИнтернет-трейдинг  Новости  Интернет Финансы Любая кухарка может торговать акциями В США недавний бум вокруг акций высокотехнологичных компаний привел к созданию на фондовом рынке инфраструктуры интернет-трейдинга. В России такая инфраструктура появилась без всякого бума. В этом и проблема: массового пользователя для нее нет и в ближайшей перспективе, очевидно, не будет.

XIV Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2024»
XIV Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2024»
Новости
Публикации
События
Ресурсы
Глоссарий
Партнеры
О проекте
Форум

Решения:

Интернет-банкинг


Интернет-трейдинг


Интернет-страхование


Интернет-расчеты


Безопасность

Aplex.ru Разработка веб-сайтов

Intersoft Lab (17.06.11)

XXIV Международный Форум iFin-2024 "Электронные финансовые услуги и технологии"

X Международный Форум ВБА-2023 «Вся банковская автоматизация»

XIII Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2023»

Рекомендуем:

Итоги XVI Международного Форума iFin-2016, 9-10 февраля 2016


Спецпредложение:

Автострахование, страхование автомобиля, страхование жизни, медицинское страхование - cкидка 5% для посетителей iFin.ru подробнеe >>

Астраброкер 


-=startpage=-
П У Б Л И К А Ц И И


Любая кухарка может торговать акциями
Севастьян Козицын, Роман Паршин

В США недавний бум вокруг акций высокотехнологичных компаний привел к созданию на фондовом рынке инфраструктуры интернет-трейдинга. В России такая инфраструктура появилась без всякого бума. В этом и проблема: массового пользователя для нее нет и в ближайшей перспективе, очевидно, не будет.

Интернет-трейдинг по-американски
В середине 90-х сектор high tech открыл инвесторам новые возможности для зарабатывания быстрых денег: за одну ночь люди становились миллионерами, попадали на первые страницы ведущих газет и журналов, становились героями телепередач.
Интернет не только способствовал росту курсов акций, с его помощью можно было организовать и торговлю ценными бумагами. Первыми об этом догадались инвестиционный банк Charles Schwab и молодая калифорнийская компания E*Trade. Они предложили услуги по торговле через Интернет акциями, облигациями, опционами на крупнейших биржевых площадках, беря за это комиссионные в 5-10 раз меньше, чем у традиционных инвестиционных банков. Отказаться от такого предложения не смогли не только профессиональные инвесторы, но и юристы, стоматологи и даже домохозяйки: отныне они сами могли принимать решения о покупке или продаже акций крупнейших американских корпораций, банков, компаний high tech, котировки которых продолжали безудержно расти. Так на фондовый рынок США вышел новый огромный слой инвесторов.
Ведущие инвестиционные банки - Merrill Lynch, Morgan Stanley Dean Witter, Credit Suisse First Boston - долго выжидали, прежде чем выйти на рынок с собственными продуктами по интернет-трейдингу. Выжидали, потому что их запуск означал недополучение прибыли: многие клиенты, платившие по $300-500 за сделку, явно предпочли бы платить по $20-30. Вместе с тем отсутствие у банка услуг по интернет-трейдингу приводило к оттоку клиентов к конкурентам. Успех первых Интернет-брокеров вдохновил других игроков, а конкуренция между ними привела к тому, что теперь крупнейший в мире интернет-брокер Charles Schwab взимает комиссию в размере $29,95 за сделку, а брокеры не столь известные - даже менее $10. А компания FreeTradez вообще не берет комиссии, пытаясь жить на доходы от рекламы на сайте. Правда, 2 млн. клиентов, как планировалось, FreeTradez за первый год работы привлечь так и не смогла.
И вряд ли сможет. Эйфория по поводу компаний high tech рассеялась, котировки их акций резко пошли вниз, а дивидендов компании новой экономики никогда и не платили. Инвесторы начали пересматривать стратегию вложений в ценные бумаги. Многие изменили структуру своих портфелей в пользу более надежных облигаций правительства США и акций компаний старой экономики, или вообще прекратили операции на фондовом рынке. Основной источник доходов Интернет-брокеров оскудел, и большинство из них по итогам 2000 года зафиксировали убытки. Тем не менее ставить крест на Интернет-брокерах, даже если спад в американской экономике продолжится, еще рано. Клиентура крупнейших из них исчисляется сотнями тысяч и даже миллионами пользователей, так что лидеры интернет-трейдинга долго смогут подстраиваться под текущую конъюнктуру рынка.

Интернет-трейдинг по-российски
В России не только бума вокруг акций high tech, но и самих таких акций не было и нет - все разговоры о создании "русского NASDAQ" остались лишь разговорами. Тем не менее в середине 1999-го - начале 2000 года несколько компаний (пионером был Гута-банк) начали предлагать новую услугу: возможность торговли ценными бумагами через Интернет в режиме реального времени. Но самым важным шагом в этом направлении стало решение ММВБ об открытии в апреле 2000 года интернет-шлюза в своей фондовой секции. Сейчас уже больше половины всех сделок на ММВБ заключаются именно через этот шлюз (см. графики). По мнению председателя совета директоров компании "Алор-Инвест" Анатолия Гавриленко, своим восстановлением после кризиса 1998 года фондовый рынок во многом обязан интернет-трейдингу.
По функциональности российские интернет-брокеры не особо отличаются от зарубежных: маржинальная торговля, аналитическая поддержка, демоверсии биржевых торгов для обучения, возможность просмотра клиентом своего счета в режиме реального времени. Спектр брокерских интернет-услуг, конечно, уже, чем у традиционной инвестиционной компании, зато эти услуги обходятся инвестору значительно дешевле. Если подключение к ММВБ для торговли акциями стоит более $30 тыс. в год, то для интернет-трейдинга нужен лишь ПК с подключением к Интернету. Что касается комиссионных, то развернувшаяся между интернет-брокерами ценовая война привела к откровенному демпингу: комиссия составляет от 0,03% до 0,3% от объема сделки, то есть 0,3-3 руб. за сделку в 1000 руб.
Неудивительно, что российская аудитория пользователей интернет-трейдинга пошла в рост: в последнее время частному лицу стало гораздо проще попасть на фондовый рынок. Еще год назад минимальная сумма, с которой соглашались работать инвестиционные компании, составляла $10-30 тыс., а порой достигала $100 тыс. Теперь многие инвестиционные компании опустили планку до уровня $1,5-3,0 тыс., а некоторые брокеры для клиентов, работающих через Интернет, и вовсе установили нулевой порог для выхода на рынок.По мнению ряда аналитиков, сейчас интернет-трейдинг - единственная (не считая ПИФов) возможность для частного клиента реально работать на рынке.
Точные данные по количеству участников биржевой торговли почему-то считаются одной из серьезнейших коммерческих тайн. Но по оценкам экспертов, число активных пользователей систем интернет-трейдинга пока не превышает тысячи. Именно активных - тех, кто открыл счет и совершает разовые операции, значительно больше. Понятно, что наибольшую активность проявляют опытные спекулянты, получающие основной доход от операций с ценными бумагами. Как правило, это специалисты с высшим техническим образованием, работавшие ранее трейдерами в инвестиционных компаниях и банках. Активизировались инвестиционные компании, финансовые возможности которых не позволяют им напрямую торговать на ММВБ. Перспективная категория пользователей - средние и малые предприятия, которые хотят диверсифицировать свои активы и поискать дополнительные источники доходов. Для них интернет-трейдинг - удобный и недорогой инструмент, однако пока у таких предприятий нет соответствующих кадров.
В ближайшей перспективе ожидать появления в России массового рынка интернет-трейдинга не приходится. Российские домохозяйки, в отличие американских, играть на бирже не будут. Тем не менее уже более ста компаний предлагают услуги по интернет-трейдингу, а объем операций через Интернет составляет 40% от общего объема операций ММВБ. Правда, лишь пяти российским Интернет-брокерам ("Алор-Инвест", "Брокеркредитсервис", Гута-банк, компании "Открытие" и "Финанс-аналитик") удается окупать свой бизнес: на долю этой пятерки приходится четверть объема операций, совершаемых на ММВБ. Впрочем, чистых Интернет-брокеров, каким еще недавно был E*Trade, у нас нет: инвестиционные компании открывают сайты в качестве дополнительной услуги, отдавая дань моде. А мода на Интернет, как показывает опыт США, очень переменчива.
22.03.2001
все публикации | подписка на рассылку

 

-=endpage=-



Размещение информации на сайте | Условия размещения рекламы


Copyright 2000-2010 iFin.ru, e-mail:
создание сайта: Aplex, Дизайн: Максим Черемхин
TopList Rambler's Top100