Rambler's Top100
  интернет финансы главная | карта | поиск | | реклама  
главнаяПубликации  Публикации  Интернет Финансы Банкинг на перепутье  Информационное агентство Bankir.Ru совместно с журналами «БДМ. Банки и деловой мир», «Банковское обозрение», порталами TatCenter.ru, 123Credit.ru, Finarty.ru и при участии Ассоциации региональных банков России провело онлайн-конференцию «Банкинг на перепутье», посвященную поиску векторов развития кредитных организаций после финансового кризиса.

XIV Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2024»
XIV Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2024»
Новости
Публикации
События
Ресурсы
Глоссарий
Партнеры
О проекте
Форум

Решения:

Интернет-банкинг


Интернет-трейдинг


Интернет-страхование


Интернет-расчеты


Безопасность

Aplex.ru Разработка веб-сайтов

Intersoft Lab (17.06.11)

XXIV Международный Форум iFin-2024 "Электронные финансовые услуги и технологии"

X Международный Форум ВБА-2023 «Вся банковская автоматизация»

XIII Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2023»

Рекомендуем:

Итоги XXIV Международного Форума iFin-2024, 6-7 февраля 2024
Итоги X Международного форума "ВБА 2023" 24-25 октября 2023
Итоги XXIII Международного Форума iFin-2023, 7-8 февраля 2023


Спецпредложение:

Автострахование, страхование автомобиля, страхование жизни, медицинское страхование - cкидка 5% для посетителей iFin.ru подробнеe >>

Астраброкер 


-=startpage=-
П У Б Л И К А Ц И И


Банкинг на перепутье
Банки беспокоит макроэкономическая неопределенность, кризис их мало чему научил, они осознают необходимость развития технологий и удержания старых клиентов, но… могут проиграть свой рынок сотовым компаниям и вынуждены переживать последствия перетасовки кадров.

В основном участники онлайн-конференции спрашивали у экспертов, как будет развиваться ипотека, депозитный рынок, инвестиционные продукты, трейдерские сервисы, дистанционное банковское обслуживание, что будет с российским финансовым рынком в случае затяжного падения цен на нефть, как отразятся на России события в Европе, а также какова будет динамика курса рубля в 2012 году. Особенно сильно читателей интересовало, что может стать «локомотивом» развития банковского бизнеса в ближайшее время. Однако и вопросы об антикризисных стратегиях, ответственности заемщиков и второй волне кризиса еще не исчерпали себя.

На воду не дуют

После кризиса все ждут от финансовых организаций, что они начнут стремиться к снижению рисков, а также станут заблаговременно продумывать свои действия на случай существенного ухудшения макроэкономической ситуации, например, на случай снижения доступности фондирования или ухудшения финансового положения заемщиков. В реальности банки признают важность этого вопроса, однако никаких новых действий не предпринимают.

Ирина Довдиенко, заместитель председателя правления банка «Агропромкредит», рассказала, что на случай самых негативных воздействий внешней среды у «Агропромкредита» имеется значительный запас ликвидности. Кроме того, на постоянной основе проводится стресс- и бэк-тестирование, а также другие мероприятия.

Юрий Бардин, и.о. председателя правления «Морской Банк», считает вероятность реализации самого пессимистичного сценария крайне низкой, поскольку финансовый мир в значительной степени адаптировался к ситуации затяжного кризиса.

В последнее время многие эксперты ожидают роста уровня просроченной задолженности. С точки зрения большинства банкиров, все гладко. По словам Дмитрия Карнеева, председателя правления банка «Хованский», накопленный опыт позволяет предположить, что при профессиональном подходе к выдаче кредитов такой показатель, как просрочка не должен расти. Татьяна Федосеева, вице-президент банка «Стройкредит», говорит, что снижение качества портфеля действительно грядет, но кредитные организации уже научились работать с социальным дефолтом и сделали работу над ошибками. В частности, к настоящему моменту в банках были серьезно изменены методики оценки заемщиков, появилась хорошая качественная статистика и аналитика, опирающаяся на особенности российского рынка, значительно изменены методы сопровождения и обслуживания кредитного портфеля. Ирина Довдиенко также уверена, что после кризиса 2008–2009 годов кредитные организации скорректировали методики оценки заемщиков и предприняли меры по сокращению объема просроченной задолженности.

С банкирами не согласны коллекторы. Дмитрий Жданухин, генеральный директор Центра развития коллекторства, считает, что большинство банков не научились на кризисе ничему новому. По словам эксперта, некоторые кредитные организации, такие как Сбербанк или Альфа банк, смогли создать хоть сколько-нибудь эффективные структуры управления проблемными активами, но большинство не сделали и этого. Улучшить ситуацию могло бы освоение новых внесудебных технологий решения долговых проблем и профилактики недобросовестности заемщиков.

Максим Осовский, генеральный директор Агентства по надзору за ростом долговых обязательств, видит опасность в новой волне просрочки. Правда, есть надежда, что не все «плохие» долги кризиса 2008 года перешли в долгосрочные финансовые вложения и выросли в объемах. У некоторых банков просрочка выросла и на 80%, и на 170%, однако это вовсе не является общей тенденцией.

Анатолий Аксаков, президент Ассоциации региональных банков России, отмечает, что новый рост просрочек начался, а проблема старых «плохих» долгов так и осталась нерешенной. Объем «плохих» долгов уменьшился лишь в относительных значениях – по отношению к общему размеру кредитных портфелей банков. Поэтому рост объема «плохих» долгов потенциально опасен и может привести к тяжелым последствиям. Впрочем, сейчас просрочка хоть и растет, однако не столь критично, как в 2008–2009 годы Юрий Бардин тоже считает, что вопросы предыдущих просрочек не были решены, и совокупное влияние старых и новых проблем может оказаться серьезным.

А волны бушуют

Многие эксперты констатируют вторую волну кризиса. Рост экономик США, стран Европы и даже таких стран, как Индия и Китай, замедлился, конкуренция возросла, а доходность снизилась. Сергей Стукалов, заместитель генерального директора УК «Ронин Траст», считает публикации в зарубежной прессе тревожными. Причем «тревога» исходит от официальных представителей государственных структур, рейтинговых агентств, международных финансовых организаций и представителей всех слоев бизнес-сообщества.

Улан Илишкин, заместитель председателя правления Росбанка, напомнил, что для России наиболее существенным каналом влияния событий, происходящих в мировой экономике, остается динамика цен на сырьевые товары. Прежде всего, речь идет о ценах на нефть, которая во многом определяет устойчивость бюджета и платежного баланса.

Курс рубля в 2012 году во многом будет определяться ценами на нефть. Поскольку цены на нефть спрогнозировать невозможно, то говорить о валютных прогнозах тоже сложно. Можно лишь оценивать, каким будет курс рубля при определенной стоимости нефти. Так, по мнению Дмитрия Карнеева, если нефть будет стоить $70 за баррель, курс рубля может быть в районе 40 руб./долл. Примерно о таких же цифрах говорит и Ирина Довдиенко: если цены на нефть упадут до $70–75 за баррель, за доллар придется отдавать 37–38 рублей. По мнению Татьяны Федосеевой, ослабление рубля по отношению к доллару неизбежно. Даже если доллар будет терять позиции по отношению к другим валютам, он может вырасти по отношению к рублю не менее чем в 1,3 раза.

Летаргический сон ипотеки

В целом эксперты дают неоднозначную оценку перспективам развития российской ипотеки на ближайшую перспективу. В Абсолют Банке по итогам 2012 года ожидают рост рынка ипотечного кредитования более чем на 30%. Что касается 2013–2014 годов, то все будет зависеть от событий в мировой экономике. Анатолий Аксаков считает, что макроэкономическая ситуация уже сейчас не способствует развитию ипотеки.

Аналогичного мнения придерживается и Ирина Довдиенко. Дело в том, что существенный платежеспособный спрос со стороны потребителя отсутствует, реальные зарплаты среднего класса не растут, валютный рынок нестабилен, а снижение ставок по ипотеке прекратилось. Но и падать объемы ипотечного кредитования пока вряд ли будут.

Татьяна Федосеева прогнозирует ипотеке «летаргический сон» на 6–12 месяцев. В случае ухудшения ситуации в экономике население будет откладывать решение жилищного вопроса до «лучших времен». Замирание рынка недвижимости и переход многих банков в сегменты более «короткого» кредитования, скорее всего, приведут к стагнации на рынке ипотеки. Кроме того, с ростом ставок на привлекаемые банками ресурсы кредитным организациям будет все сложнее предлагать ипотечные программы на приемлемых для населения условиях.

По мнению Светланы Крошкиной, заместителя председателя правления Инвестторгбанка, ситуация на рынке ипотечного кредитования в ближайшее время может измениться. В частности, это касается состава игроков данной отрасли. Многие относительно небольшие банки уйдут с рынка, уступив дорогу государственным банкам и кредитным организациям с иностранным капиталом.

Часть партнеров Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), вероятно, также вынуждена будет либо свернуть данное направление, либо сократить его объемы из-за ужесточения агентством условий сотрудничества. Однако в целях развития рынка, АИЖК предложило уже третью программу по выкупу ипотечных ценных бумаг, которая позволит банкам и иным организациям, способным накопить у себя на балансе пулы кредитов в размере около 3 млрд. рублей, продолжить выдачу кредитов в расчете на участие в данной программе.

Малый бизнес тоже еще не проснулся

После кризиса многие банки объявили о том, что они намерены активно наращивать кредитование малого и среднего бизнеса (МСБ). Однако эта сфера по-прежнему развивается медленно. Как рассказал Улан Илишкин, процент одобрения по кредитам МСБ в целом по рынку не превышает 30%. Правда, очень большие объемы кредитов для малого и среднего бизнеса предоставляют такие организации, как Сбербанк, ВТБ и Росбанк.

По мнению Михаила Смирнова, генерального директора консалтинговой компании «Финист», для развития кредитования МСБ необходимы продукты, адаптированные даже не под отрасль, а под отдельную рыночную нишу. Иными словами, банк должен понимать не только пользу от своего кредита для клиента, но и для клиента своего клиента. Исследования показывают, что кредитование как способ финансирования бизнеса рассматривают не более четверти малых предприятий.

Интересно, что Алексей Гонус, заместитель председателя правления банка «Открытие», оценивает перспективы малых компаний перед вступлением России в ВТО даже лучше, чем перспективы крупных предприятий. Дело в том, что малый и средний бизнес – это, прежде всего, сфера услуг: салоны красоты, кафе гостиницы, и эта сфера очень хорошо развивается в Европе. Бизнес крупных сетей в России был изначально ориентирован на быстрый рост и дальнейшее привлечение инвестиций через рынок ценных бумаг. Однако в связи с современной ситуацией в макроэкономике возможность размещения бумаг на бирже даже и не следует рассматривать. Вообще, по мнению эксперта, вступление России в ВТО не представляет угрозы для российского малого и среднего бизнеса.

Такого же мнения придерживается и Максим Осовский. Наоборот, присоединение к ВТО открывает множество возможностей для кооперации с иностранными компаниями и выхода на новые рынки. Скорее всего, это даже оживит экономику.

Анатолий Аксаков признает, что уровень ставок по кредитам малому бизнесу неадекватен рентабельности этого бизнеса, особенно если говорить о производящем бизнесе. Если бы у банков было недорогое целевое фондирование под кредитование МСБ, то тогда можно было потребовать у банкиров снижения ставок.

Инвестировать или «вкладывать»?

Для сбережения средств большая часть населения по-прежнему предпочитает и в ближайшее время будет предпочитать банковские депозиты инвестиционным продуктам. Во-первых, на последние не распространяются гарантии Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Во-вторых, для инвестирования необходимы немалые знания в области финансов.

Если верить официальной статистике, то депозиты, помимо сохранения средств, еще и приносят немалый доход. Так, по словам Светланы Крошкиной, с начала 2012 года официальная инфляция в России составила 2,3%, а процентные ставки по рублевым депозитам доходят до 12%. Равиль Нигматов, директор стратегического и организационного департамента Абсолют Банка, считает, что даже если инфляция окажется выше ставок по депозитам, это совершенно нормально. Кстати, это может заставить клиентов обратить внимание на рынок инвестиционных продуктов.

Как отметил Сергей Стукалов, инвестиционные продукты со средним уровнем риска сейчас проигрывают депозитам по доходности. Михаил Смирнов рассказал, что в кризис многие клиенты перевели свои средства из паевых инвестиционных фондов (ПИФов) и других инвестиционных продуктов на депозиты, и в большинстве случаев эти деньги в инвестиционную сферу больше не вернулись. По мнению эксперта, в сфере инвестиционных продуктов у банков нет другого выхода, кроме разработки новых предложений и повышения качества консультирования в сети продаж.

По мнению Улана Илишкина, инвестиционный банкинг остается одним из стратегических направлений для государственных банков и крупных частных западных банков. И те, и другие игроки могут занять существенную долю на рынке инвестиционных услуг.

Депозиты интересовали участников онлайн-конференции не только с точки зрения клиентов, но и с точки зрения банков, для которых депозиты являются одним из основных источников фондирования. Равиль Нигматов рассказал, что важным источником фондирования в конце 2011 и начале 2012 года были средства Центрального Банка (ЦБ), но в последние месяцы наблюдался постепенный отказ кредитных организаций от этого инструмента. Помимо этого, в последнее время стабильно растет объем розничных депозитов – на 200–250 млрд. рублей в месяц. По оценкам Улана Илишкина, при благоприятном ходе событий, в 2012 году прирост объема депозитов населения может оказаться на уровне 2011 года или немного ниже – 15–20% в год. Прирост объема средств, привлеченных от организаций, возможно, будет меньше, чем в 2011 году.

Ирина Довдиенко сообщила, что пассивная база банков в 2012 году продолжит расти, но не такими темпами, как в предыдущем году. С учетом роста экономики, корпоративные клиенты не станут основным источником фондирования банков. Притока средств из других стран также не следует ждать. Поэтому, прежде всего, банки будут бороться за средства физических лиц.

Алексей Гонус считает, что на рост пассивной базы банков могло бы позитивно повлиять увеличение доли безналичных расчетов в платежах населения. «Если люди будут в больших объемах оплачивать свои покупки, коммунальные и прочие платежи банковскими картами, пассивная база на банковских счетах начнет неизбежно расти. Однако эта тенденция не получит молниеносного развития – это будет долгий эволюционный процесс», – констатировал эксперт.

Банки будут «дистанцироваться»

Банкиры уже давно говорят о том, что будущее отрасли за технологиями дистанционного обслуживания (ДБО), поскольку они снижают издержки и повышают удобство совершения банковских операций. Основным драйвером развития интернет-банкинга будет распространение смартфонов, а также повышение финансовой и интернет-грамотности потенциальных клиентов.

В настоящее время уже имеются кредитные организации, которые работают с клиентами только через Интернет. Однако, как отметила Ирина Довдиенко, говорить о полноценной альтернативе традиционному банковскому обслуживанию пока рано, по крайней мере, в ближайшие два-три года.

Основной проблемой развития онлайн-сервисов Олег Лагуткин, генеральный директор бюро кредитных историй «Эквифакс», назвал первичную идентификацию пользователей. Часто удобство удаленного обслуживания нивелируется сложными процедурами регистрации и верификации. «Клиенты, желающие получить доступ к онлайн-сервису, должны подтвердить свою личность, что накладывает серьезные ограничения на доступные продукты, – рассказал эксперт. – Кроме того, часто для подтверждения платежа применяется механизм цифровой подписи, что еще больше усложняет процесс».

Татьяна Федосеева привела некоторые оценки масштабов ДБО. Объем бизнеса в коммерческих банках в формате «виртуального дополнительного офиса» сегодня, в среднем, составляет около 10%, и данный показатель ежегодно прирастает на 3–7%, в зависимости от стратегии конкретного банка. Себестоимость операции в случае ДБО оказывается в 15–20 раз ниже, чем при обслуживании клиента в обычном отделении. В среднем по системе, дистанционное обслуживание сейчас приносит около 1,5% дополнительной прибыли.

Улан Илишкин отмечает, что ценовая конкуренция на банковском рынке близка к концу, и уже сейчас банкам нужно удерживать клиентов за счет высокого качества обслуживания. В последнее время между банками и небанковскими организациями стали появляться альянсы, которые предоставляют такие финансовые услуги, как, например, электронные или мобильные платежи. И маржинальность таких проектов выше, чем в среднем по банковской отрасли.

Сотовые компании победят банки?

В современной ситуации, когда макроэкономическая неопределенность высока, говорить о «локомотивах роста» банковского бизнеса непросто. Конечно, как и прежде, кредитные организации будут стремиться максимально диверсифицировать свои риски, а также использовать возможности удаленного предоставления услуг. Однако между пониманием ситуации и принятием конкретных решений существует большая разница.

Алексей Гонус считает, что для дальнейшего интенсивного развития банковскому рынку необходим резкий скачок в развитии технологий. В целом важным фактором представляется автоматизация всех процессов, в том числе тех, которые ранее не были автоматизированы, например, автоматизация кредитного анализа.

Кроме того, необходимо интегрировать в ДБО кредитные продукты. По мнению эксперта, ситуация такова, что в банковский сектор вполне могут ворваться биллинговые и сотовые компании. Последние уже являются достаточно высокотехнологичными, помимо этого у них есть обширная клиентская база. В случае, если они соберут необходимый для развития банковского бизнеса капитал, их ждет подлинный успех.

Анатолий Аксаков среди возможных драйверов роста называет комиссионный бизнес и дистанционное банковское обслуживание. Однако, по его словам, иногда «спокойная работа и плавный рост ценнее какого-то особого драйва».

Улан Илишкин видит перспективы роста в продаже пакетных продуктов, когда реализация основной услуги сопровождается дополнительной продажей сопутствующих продуктов (кредит или депозит вместе с банковской карточкой, доступом к интернет-банку или мобильному банку). Такой подход работает на укрепление лояльности клиента.

Еще одним из намечающихся трендов является приоритет удержания клиентов банка перед завоеванием новых клиентов. Большинство экспертов считает, что банки уже осознали такую необходимость, однако, судя по всему, как и в случае с повышением технологичности, между осознанием и действием существует некий промежуток времени. Помимо этого есть еще один нюанс. По словам Михаила Смирнова, удерживать имеющуюся базу клиентов можно лишь тогда, когда менеджеры по работе с клиентами и маркетологи являются «старожилами» банка. В противном случае, приходится «пылесосить» рынок. А после кризиса многие банкиры поменяли место работы.

Автор - Кира Аккерман
09.07.2012Источник: Bankir.ru
все публикации | подписка на рассылку

 

-=endpage=-



Размещение информации на сайте | Условия размещения рекламы


Copyright 2000-2010 iFin.ru, e-mail:
создание сайта: Aplex, Дизайн: Максим Черемхин
TopList Rambler's Top100