Rambler's Top100
  интернет финансы главная | карта | поиск | | реклама  
главнаяСтатья генерального директора iDSystems в Национальном банковском журнале. Новости  Новости  Интернет Финансы

XIV Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2024»
XIV Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2024»
Новости
Публикации
События
Ресурсы
Глоссарий
Партнеры
О проекте
Форум

Решения:

Интернет-банкинг


Интернет-трейдинг


Интернет-страхование


Интернет-расчеты


Безопасность

Aplex.ru Разработка веб-сайтов

Intersoft Lab (17.06.11)

XXIV Международный Форум iFin-2024 "Электронные финансовые услуги и технологии"

X Международный Форум ВБА-2023 «Вся банковская автоматизация»

XIII Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2023»

Рекомендуем:

Итоги XXIV Международного Форума iFin-2024, 6-7 февраля 2024
Итоги X Международного форума "ВБА 2023" 24-25 октября 2023
Итоги XXIII Международного Форума iFin-2023, 7-8 февраля 2023


Спецпредложение:

Автострахование, страхование автомобиля, страхование жизни, медицинское страхование - cкидка 5% для посетителей iFin.ru подробнеe >>

Астраброкер 


-=startpage=-
Н О В О С Т И


Статья генерального директора iDSystems в Национальном банковском журнале.
В декабрьском номере Национального банковского журнала опубликована статья генерального директора ООО "АйДиСистемс" Андрея Федорца "Нужен ли банкам обмен документами с органами власти в электронном виде?"
te
Скачать в формате pdf (~ 600 кб)

Поздняя осень 2012 года. Проникновение мобильных телефонов на территории Российской Федерации уже больше 175%. Россия в лидерах продаж iPhone/iPad, Samsung Galaxy разных моделей и других высокотехнологичных устройств. Цифровое ТВ и напичканные электроникой новые автомобили. Многочасовые очереди в отделе регистрации прав на недвижимость Росреестра. Толпа и запись карандашиком номера в очереди при официальной перерегистрации автотранспортного средства в подразделениях ГИБДД МВД России. Контрасты использования высоких технологий в личной жизни и полного их отсутствия во всех вопросах взаимодействия с государственными органами иногда действительно поражают.

Попытки разрешения такого конфликта уже предпринимались в России. Была принята и исполнялась федеральная целевая программа «Электронная Россия 2002–2010», одной из целей которой было существенное сокращение дистанции между гражданином и государственной услугой для этого гражданина. На базе ФГУП НИИ «Восход» создавался Общероссийский государственный информационный центр (ОГИЦ). Для его запуска в декабре 2007 года председателем правительства Виктором Зубковым было подписано Постановление № 931, а 15 июня 2009 года было принято Постановление правительства Российской Федерации № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет». Следующей большой законодательной инициативой было принятие Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «О предоставлении государственных и муниципальных услуг». Данный закон неоднократно подвергался изменениям и на сегодняшний день действует редакция от 28.07.2012. Последующее Постановление правительства РФ от 8 сентября 2010 года № 697, утверждающее «Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия», стало значимым событием в ряду тех шагов, которые предпринимались в России для формирования рынка электронных государственных услуг.
210-ФЗ и другие упомянутые законодательные инициативы необходимо воспринимать как фундамент, на котором должны быть выстроены все взаимоотношения между различными федеральными, муниципальными органами, предоставляющими свои услуги, и их получателями (гражданами и коммерческими организациями).
Одна из самых важных сущностей, которая была определена законодательными инициативами, – единая система межведомственного взаимодействия (СМЭВ). Предполагалось, что СМЭВ будет полноценно обеспечивать обмен документами (сведениями) между государственными органами уже к февралю 2010 года. Однако только к маю 2012 года стало понятно, что обмен документами в электронном виде между различными ведомствами возможен и что СМЭВ не мертворожденная инициатива правительства. Сейчас уже можно говорить о реальном применении возможностей, предоставляемых СМЭВ как для граждан, так и для организаций, которые могут представлять интересы граждан перед государственными органами.
Предполагается, что основную роль «витрины» взаимодействия граждан и юридических лиц с государственными органами возьмет на себя «Портал государственных услуг», подключенный к СМЭВ. Однако не меньшую роль по предоставлению посреднических услуг могут взять на себя кредитные организации, которые обладают неоспоримыми преимуществами перед другими каналами взаимодействия граждан и юридических лиц с государственными органами: наличие юридически значимого обмена с банком (каждый гражданин или юридическое лицо, являющееся клиентом банка и изъявившее желание взаимодействовать дистанционно, имеет договор, электронную цифровую подпись или аналог собственноручной подписи), «личного кабинета» (системы дистанционного банковского обслуживания) и защищаемого банком канала связи. Именно эти преимущества позволяют говорить о том, что банки могут предоставлять своим клиентам новые возможности по взаимодействию с государственными органами. При этом взаимодействие может быть полезным не только для организации новых услуг для клиентов, но и для организации новых (или существенно модифицированных) внутрибанковских процессов.
Юридическую значимость взаимоотношения банков с госорганами получили 18 мая 2012 года, когда Банком России были приняты Подходы к реализации тестового обмена документами (сведениями) между государственными органами и кредитными организациями с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Подходами определялись участники тестового взаимодействия – федеральные органы исполнительной власти и кредитные организации, а также набор документов, возможных для обмена с использованием СМЭВ. В число участников тестового взаимодействия со стороны государственных органов вошли Росреестр, ФНС России, ФМС России и Федеральная служба судебных приставов, а со стороны кредитных организаций – ВТБ24, Банк Москвы, СКБ-Банк и банк «Санкт-Петербург». Результатом реализации этой инициативы стало то, что взаимодействие государственных органов и кредитных организаций с использованием СМЭВ было признано возможным, на основании этого было принято Решение правительства № 1471-р от 15.08.2012. В указанном Решении определяются ведомства и их сервисы, которые будут обеспечивать обмен документами (сведениями) с использованием СМЭВ между госорганами и кредитными организациями. Предполагается, что будет определен порядок публикации новых сервисов любыми ведомствами для обмена документами с банками в электронном виде.
Федеральным законом 210-ФЗ и вступающими в силу с 01.01.2013 года изменениями Кодекса об административных правонарушениях обусловлена необходимость незамедлительного информирования Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) о факте приема кредитной организацией (или ее банковским платежным агентом) платежа в пользу бюджета. Необходимо отметить, что и до наступления 2013 года сервис взаимодействия с ГИС ГМП (сегодня эта система называется «Учет начислений и фактов оплаты», УНИФО) легитимен, но только на основании внутренних приказов и распоряжений Федерального казначейства.
Уже сейчас понятно, что взаимодействие клиентов банков (и самих банков) с госорганами через СМЭВ – не декларируемая возможность, а свершившаяся данность. Банки в новых условиях могут осуществлять:

o прием платежей в бюджет: налоги, штрафы, пошлины, позже – начисления из организаций бюджетной сферы на уровнях, ниже федеральных (ГИС ГМП – возможен сейчас, по 210-ФЗ обязателен с 01.01.13);

o ЭДО с ФССП России – снижение неоперационных издержек на обработку бумажных документов, централизация обработки документов, качественный контроль за просроченной задолженностью (ФССП России – возможен и сейчас при подключении к закрытой сети ведомства);

o проверка предполагаемых клиентов по сведениям о действительности документов, удостоверяющих личность (ФМС России);

o проверка клиентов, совершающих крупные сделки, – сведения о действительности документов, удостоверяющих личность, действительности регистрации по месту жительства/пребывания (ФМС России);

o организация дистанционного открытия дополнительных счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – предоставление выписок из ЕГРИП, ЕГРЮЛ, адресных сведений и сведений о действительности документов, удостоверяющих личность (ФНС, ФМС России);

o ускорение работы по предоставлению кредитов – проверка залогового имущества, выписки и справки из ЕГРП (Росреестр);

o другие сервисы будут доступны после того, как другие государственные органы опубликуют свои сервисы в СМЭВ.

Следует отметить, что по 1471-р обмен документами между банками и гос.органами через СМЭВ должен быть организован до 01.06.2013 года.

Как видно, эти взаимодействия могут использоваться банками как для реализации своих обязательств, так и для реализации конкурентных преимуществ. Практически все возможности по взаимодействию понятны, однако по одному из них необходимо дать особые разъяснения, а именно по взаимодействию с ГИС ГМП. 210-ФЗ и КоАП определяют, что с 1 января 2013 года необходимо незамедлительно информировать ГИС ГМП о факте приема платежа в пользу бюджета. Однако на этом взаимодействие с ГИС ГМП не заканчивается – доступно два сценария работы этого платежного сервиса:

Информирование УНИФО (ГИС ГМП) о факте оплаты по идентифицирующему признаку начисления

Исполнение данного сценария подразумевает, что плательщик (физическое, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) совершает оплату по известным ему ранее идентифицирующим признакам, которыми могут быть номер постановления об административном правонарушении (уплата штрафа), номер налогового начисления или исполнительного производства. После факта совершения такого платежа в УНИФО (ГИС ГМП) направляется информационный пакет, содержащий данные, необходимые для последующей квитовки начисления.

Данный сценарий полностью удовлетворит исполнение 210-ФЗ, однако взаимодействие с ГИС ГМП может реализовать новую интересную услугу для клиентов банка.

Запрос начисленных счетов по идентифицирующим признакам плательщика

Подобный сценарий более сложен, чем первый и выполняется в несколько этапов:

o формирование запроса в УНИФО (ГИС ГМП) о начисленных счетах по идентификатору плательщика. Таким идентификатором может служить страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина, номер паспорта (или другого документа, удостоверяющего личность), номер свидетельства о регистрации автотранспортного средства и т.п. Идентифицирующий признак плательщика зависит от тех параметров, которыми идентифицируют плательщиков государственные органы.

o формирование ответа на запрос. УНИФО (ГИС ГМП) проводит поиск начислений, которые предоставляются в УНИФО (ГИС ГМП) государственными ведомствами. Штрафы предоставляет в ГИС ГМП МВД (ГИБДД), налоги и пени по ним – ФНС России и т.п. Поиск проводится по тем признакам, которые были присланы в запросе ранее.

o формирование списка счетов, который содержит блоки данных, содержащих полные наборы реквизитов, необходимых и достаточных для формирования платежных документов.

o прием банковской информационной системой списка начисленных счетов, формирование из него документов для клиента. Формирование из одобренных клиентом к платежу документов непосредственно платежей и отправка их

o информирование ГИС ГМП о факте приема платежа.

o квитовка поступившего платежа в ГИС ГМП и передача информации об этом факте в тот гос.орган, который ответственен за начисление.

Весна 2013 года. Клиент одного из банков в личном кабинете на «Портале государственных услуг», открытом на своём планшетном компьютере, заказал получение заграничного паспорта нового образца. При этом сформировалось начисление пошлины, которую он оплатил в личном кабинете системы дистанционного обслуживания банка, гарантирующего безопасность всех операций. На своём напичканном электроникой автомобиле приехал ровно к заказанному времени в подразделение Миграционной службы и забрал готовый документ. Это уже не кажется невозможным.
29.01.2013
все новости | подписка на рассылку

 

-=endpage=-



Размещение информации на сайте | Условия размещения рекламы


Copyright 2000-2010 iFin.ru, e-mail:
создание сайта: Aplex, Дизайн: Максим Черемхин
TopList Rambler's Top100