Цифровые банковские услуги к 2015 году в мире должны стать основным способом взаимодействия клиентов с банком, обогнав в этом отношении филиальные сети банков. Такой вывод сделан в новом отчете PwC "Новые цифровые технологии: переломный момент". Банки упускают из виду важный новый источник роста доходов, поскольку слишком медленно реагируют на инновации в сфере цифровых технологий.
Между тем потребители демонстрируют высокий спрос на цифровые банковские продукты. Большинство клиентов банков готовы платить до 10 фунтов (485 руб. по курсу ЦБ РФ на 18 января 2012 года) в месяц за цифровые банковские услуги, если сочтут, что такие продукты полезны и делают их жизнь более удобной.
Исследование говорит о наличии потребительского спроса на инновационные цифровые продукты, такие как уведомления через социальные сети, электронный кошелек для карточек постоянного покупателя и финансовые инструменты, предоставляемые банками, а также о готовности потребителей платить в первую очередь именно за эти продукты. Например, в Великобритании почти две трети участников опроса (65%) указали, что готовы платить своему банку чуть больше 4 фунтов в месяц за хранение информации по карте постоянного покупателя и за конвертацию накопленных на ней баллов в денежные средства.
Однако, несмотря на готовность клиентов получать инновационные цифровые банковские услуги, большинство банков пока в состоянии предоставлять лишь базовые услуги через мобильную связь и Интернет, указывает партнер PwC Стивен Уайтхаус. "Банки в большинстве своем медленно осваивали инновационные цифровые технологии, применения которых клиенты ожидают от других отраслей, таких как розничная торговля и туризм. Эту ситуацию необходимо исправить, если банки хотят удержать своих нынешних клиентов и привлечь следующее поколение, поскольку клиенты ценят качество цифровых банковских услуг все выше", - отмечает он.
Исследование PwC свидетельствует о том, что все больше клиентов используют онлайновые и мобильные каналы для получения доступа к финансовым продуктам. 69% опрошенных указали, что в настоящее время пользуются Интернетом для приобретения финансовых продуктов. Несмотря на то, что мобильной связью в этих целях пользуется меньшее число опрошенных (33%), ожидается, что рост популярности мобильных банковских услуг будет происходить по той же кривой, что и рост популярности интернет-банкинга. В настоящее время в этом процессе лидируют Китай, Индия и ОАЭ (56% респондентов в Индии, 48% в Китае и 42% в ОАЭ указали, что пользуются мобильной связью для приобретения финансовых продуктов). Если говорить о категориях клиентов, то самыми активными из них являются представители "поколения Y" (люди, родившиеся с 1980 по 1990 г.). При этом 67% опрошенных заявили, что используют или собираются использовать мобильные телефоны для получения банковских услуг.
Что же касается цифровых банковских услуг в России, то, по мнению партнера PwC Натальи Геращенко, по-настоящему продвинутых инновационных банков с цифровыми банковскими услугами в стране очень мало. Она отмечает, что наличие таких услуг позволяет банку привлечь наиболее интересные клиентские сегменты - молодых перспективных представителей массового сегмента либо все возрастные категории высокодоходного сегмента.