Российский интернет-рынок в недалёком будущем может стать первым в Европе. В 2010 году количество интернет-покупателей в России составило 60 млн человек, и, по оценкам comScore, их число каждый год увеличивается на 15 %. Компания GP Bullhound прогнозирует, что увеличение числа пользователей интернет-магазинов в регионах России обеспечит 93 млн покупателей уже к 2013 году, причём 71 млн из них окажутся владельцами телефонов 3G.
В отличие от зарубежной Европы, лидерами российского рынка являются национальные компании электронной торговли, например, Ozon.ru, заработавший за 2010 год $137 млн. Американские же Amazon и eBay находятся в роли догоняющих. Преимуществом Ozon.ru, в том числе, является собственная сеть доставки. Это позволяет ей не зависеть от курьерских компаний, на которых полагаются американские гиганты, сообщает Financial Times.
Сеть доставки действует в 97 городах России и имеет порядка 970 пунктов получения товара. Помимо этого, курьерской службой Ozon.ru пользуются более 60 более мелких интернет-магазинов. «У нас есть важное конкурентное преимущество, поскольку у нас единственная в России настоящая сеть доставки. Чтобы составить нам в этом конкуренцию, понадобятся очень большие деньги», — утверждает директор Ozon.ru Маэль Гавэ.
Однако российский рынок чрезвычайно интересен иностранным инвесторам. В течение последних пяти лет на нём появились такие компании как Index Ventures, Balderton Capital, Accel Partners и американский хедж-фонд Tiger Global.
«Инвесторы ищут для себя новые возможности на этом рынке, который традиционно считается трудным для инвестирования. Инвесторы стремятся понять, к кому придут остальные 60 миллионов покупателей, живущих не в Москве и Санкт-Петербурге. … И они не считают, что язык это преграда для крупных международных фирм», — отметил партнер GP Bullhound Хью Кэмпбелл.
Эксперт отмечает, что особенностями российского рынка являются сложность системы оплаты товара и большее доверие рекомендациям друзей. Несмотря на 13 возможных видов платежей, покупатели Ozon.ru в 80 % случаев расплачиваются с курьером наличным. Кэмпбелл полагает, что это связано с нежеланием покупателей «делиться своими личными данными с интернетом».
А вот доверие блогосфере и социальным сетям, по его словам, является скорее плюсом для электронной коммерции.
Учитывая все эти факторы, эксперты видят в России значительный потенциал для дальнейшего роста. Согласно оценкам GP Bullhound, россияне тратят через интернет всего 1,5 % от общего объема розничной торговли, что в 4 раза меньше чем в среднем по Европе.