Аудитория интернета в России растет быстрее, чем в странах Европы. Несмотря на высокие темпы роста, страна по-прежнему находится среди аутсайдеров по проникновению сети и количеству просматриваемых пользователем страниц.
Исследовательская компания comScore назвала Россию страной с самой быстро растущей аудиторией интернета. В июле аудитория составила 17,49 млн человек, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 27%. Средний темп роста по странам Европы — 8% (241,847 млн человек).
Методика comScore охватывает только пользователей старше 15 лет, выходящих в сеть из дому или с работы. Сеансы с мобильных телефонов, КПК и из интернет-кафе не учитываются.
По данным компании J`son & Partners, месячная аудитория интернета в России на конец 2007 года составляла 21,5 млн человек, к концу этого года она должна вырасти до 28 млн человек, примерно на 30%. По прогнозам экс-министра связи Леонида Реймана, к концу года в России будет 46 млн пользователей. Согласно прогнозам экспертов eMarketer, к концу года Россия станет второй после Германии европейской страной по числу интернет-пользователей. К этому времени их будет насчитываться 40 млн человек, а к 2012 году — 59 млн (43% всего населения).
«Мы считаем, что количество пользователей интернета в расчете на одну подключенную семью на сегодня составляет 1,9 человека», — говорит старший консультант J`son & Partners Григорий Бецков. По его ожиданиям, темпы роста российской интернет-аудитории сохранятся в районе 30% и в 2009 году.
«Серьезного замедления темпов роста в ближайшем будущем ожидать не стоит, — уверена и вице-президент Mail.ru Анна Артамонова. — Но в этом росте есть два разных процесса: если в Москве и Центральном регионе не столько увеличивается количество подключений к интернету, сколько улучшается их качество, то в регионах дело пока обстоит наоборот».
В Европе проникновение интернета очень высоко, констатирует генеральный директор компании «Бегун» Алексей Басов. «В нашей стране он пока еще стремительно распространяется, показывая очень хорошую динамику роста, и этот потенциал сохранится в течение долгого времени», — считает он.
Как отмечается в исследовании comScore, хотя темпы роста аудитории интернета в России высоки, страна по-прежнему находится среди аутсайдеров по проникновению сети и количеству просматриваемых пользователем страниц. Кроме того, невелико количество часов (16), которые российский пользователь ежемесячно проводит в интернете. Лидирует по этому показателю Великобритания — 28,5 часа. Далее идет Испания — более 25 часов. Во Франции, Германии и Голландии абоненты пользуются интернетом более 23 часов в месяц.
«В российских регионах по-прежнему очень дорогие повременные тарифы на интернет, а безлимитный доступ (обычно в месяц это 2 тыс. руб. и выше за 256 кбит/c) многим просто не по карману», — считает Григорий Бецков.
«Время присутствия в онлайне напрямую связано с качеством связи и стоимостью доступа в интернет», — подчеркивает Алексей Басов. По его словам, низкие показатели количества часов, проведенных в сети, объясняются и тем, что потребительская и социальная активность еще не так интегрирована с интернетом, как у западной аудитории. «Решение этих вопросов, повышение пользовательского опыта, а также развитие онлайновых продуктов и сервисов будет способствовать росту активности нашей интернет-аудитории, — добавляет Алексей Басов. — Время, проводимое россиянами в сети, будет прирастать за счет других медиа, сочетаться с их потреблением, что является мировой тенденцией».