Оборот средств в казахстанских системах e-банкинга в прошлом году превысил $100 млрд. Однако, по мнению экспертов, развитие интернет-банкинга в республике тормозится мифом о небезопасности электронных платежей. "Народный банк" ("Халык банк") поделился с общественностью своими достижениями в области электронных услуг. По собственным данным банка, оборот электронных переводов в системе "Интернет-банкинг" в 2007 г. увеличился на 37% и составил более 4,5 трлн. тенге. При этом число клиентов электронного банкинга выросло у него более чем на 41%.
Электронные услуги в республике сейчас старается развивать каждый уважающий себя банк. По данным февральского анализа Digital Kazakhstan, e-банкингом "Народного Банка" пользовались 140 тыс. клиентов, физических и юридических лиц, следующим в списке популярности был "Казкоммерцбанк" с 125 тыс. клиентов (по собственным данным банка, в апреле 2008 г. его сервисом пользовались более 140 тыс. человек) и БТА (бывший "Банк Туран Алем") со 120 тыс. далее в порядке убывания Digital Kazakhstan назвал "Банк Центр Кредит", "Цесна-банк", "Сбербанк России", "Каспийский банк" и "Темирбанк". Исходя из данных "Народного Банка", в среднем на каждого из них в интернет-банкинге в прошлом году приходился годовой оборот около $268 тыс.
Следующими в списки популярности находится БТА (бывший Банк Туран Алем) — 120000, и далее в порядке убывания "Банк Центр Кредит", "Цесна-банк", "Сбербанк России" (ранее "Теxака банк"), "Каспийский банк" и "Темирбанк".
При схожей величине платежей клиентуры трех крупнейших банков, их совокупный прошлогодний оборот в системах e-банкинга превышает $100 млрд.
В интернет-банкинге клиент использует для взаимодействия с банком стандартный интернет-браузер, что делает такую систему независимой платформой и позволяет использовать для работы с системой любой компьютер с доступом в Интернет. Именно универсальность механизма интернет-банкинга делает его доступным как для частных лиц, так и для предприятий, где возможности интернет-банкинга позволяют повысить эффективность и оперативность управления денежными потоками.
В Казахстане электронный банкинг развивается менее 8 лет, и сейчас эту услугу своим клиентам предоставляют 8 банков.
Что касается развития е-банкинга в Казахстане, то, по мнению Александра Ляхова, ведущего интернет-эксперта Казахстана, главная тенденция, которую можно наблюдать уже сейчас на примере сервисов "Казкоммерцбанка" и "БТА банка" — это превращение интернет-банкингов в самостоятельный канал продаж, этакие универсальные отделения с входом через интернет, обычные и мобильные телефоны, банкоматы и банковские киоски.
"Единственным мифом", тормозящим процесс распространения интернет-банкинга Александр Ляхов называет высокую опасность дистанционной работы со счетом: "Сегодня в банках существуют несколько уровней защиты, и, взломав только один (например, вход в систему), мошенник не получает в свое распоряжение полный доступ к данным пользователя".