Российский рынок дистанционной торговли: m-commerce – начало большого пути в России
M-commerce (mobile commerce) - покупка или продажа товаров и услуг с помощью мобильных средств связи: сотовых телефонов, PDA и т.п., которые способны через беспроводные каналы связи без голосового ввода данных взаимодействовать с системами электронной коммерции.
На сегодняшний день лидером рынка m-commerce является Япония, где число всяких мобильных электронных устройств на душу населения превышает подобные показатели во всех остальных странах. По итогам 2005 года обороты m-commerce в Японии достигли $3,5 млрд.
Торговля в сегменте m-commerce признается зарубежными специалистами очень перспективной. Аналитиками Juniper Research прогнозируется, что общемировой рынок m-commerce к 2009 году достигнет объема в $88 млрд. На приобретение товаров будет приходиться менее 0,5% рынка.
В структуре m-commerce выделяют несколько подсегментов:
· покупка/продажа мобильного контента (рингтонов, мелодий, картинок, игр и др.);
· мобильный банкинг (управление банковским счетом с помощью мобильных устройств);
· совершение электронных платежей (оплата услуг ЖКХ, парковки, проезда в общественном транспорте, поездок на такси и др., денежные переводы);
· приобретение билетов на развлечения и транспорт;
· приобретение товаров.
Российский сегмент m-commerce пока делает первые шаги в виртуальной торговле. Наиболее развитый сегмент российского m-commerce– продажа мобильного контента. Объем рынка мобильного контента в России в 2006 году экспертами оценивается в диапазоне $390-450 млн.
Аналитиками рынка прогнозируется возрастание интереса игроков российского рынка m-commerce к сегменту розничной торговли. Важная проблема, которая пока препятствует развитию этого направления m-commerce – отсутствие развитой сети приема мобильных платежей.