Вслед за другими банкирами и брокерами интернет-торговлей акциями для розничных клиентов займется “Уралсиб”. Но пока специализированные интернет-брокеры гораздо более популярны у населения, нежели предоставляющие такие услуги универсальные банки.
Все больше банков верит, что игра на фондовом рынке может стать массовым явлением. Интернет-трейдингом решил заняться “Уралсиб”. Специальную компанию для этого — “Уралсиб Веб-брокер” — он зарегистрировал в сентябре, а в пятницу она получила необходимые лицензии Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР).
Гендиректор “Уралсиб Веб-брокера” Игорь Веретельников, пришедший в корпорацию из интернет-брокера “Открытие”, обещает, что в новом проекте никаких входных ограничений не будет: “Грубо говоря, с рублем вы можете открыть счет”. Сейчас в корпорации услуги интернет-трейдинга предоставляет только “Уралсиб Кэпитал”, но он не работает со средствами менее 1,5 млн руб.
В начале года компания рассчитывает получить аккредитацию в РТС и на ММВБ, а к осени следующего года стать членом FORTS. Работа с клиентами и рекламная кампания начнутся весной, говорит Веретельников. Штат компании сначала не будет превышать 20 человек. Клиенты интернет-трейдинга одновременно будут становиться и клиентами банка — в пакет будет входить оформление банковской карты “Уралсиба”. В перспективе операции с банковским счетом можно будет проводить через интернет-банк, обещает Веретельников. Компания начнет работать в Москве, но к 2009 г. услуги интернет-трейдинга планируется продавать во всей сети продаж “Уралсиба”, в регионах собираются набрать порядка 60 сотрудников. Показатели бизнес-плана Веретельников не раскрывает, говоря лишь, что объем инвестиций составит порядка $3 млн. По оценке гендиректора “Атон-Лайн” Ивана Тырышкина, если запускать сейчас интернет-брокера с нуля, то для вывода его в пятерку лидеров может потребоваться $50-100 млн в течение нескольких лет.
“Уралсиб” — не первый крупный банк, который запускает интернет-трейдинг. Такие услуги предлагают “ВТБ 24” и Альфа-банк, вынашивает подобные планы Сбербанк. Но в пятерке лидеров по оборотам на фондовой бирже ММВБ в ноябре банков нет. А в рэнкинге лидеров по числу клиентов у Альфа-банка и “ВТБ 24” 4-е и 5-е места соответственно, однако у лидеров — “Брокеркредитсервиса” (БКС) и “Финама” — клиентов больше в несколько раз. По мнению вице-президента БКС Юрия Минцева, идти в этот бизнес сейчас “немного поздно — будет в 10 раз тяжелее, чем в 2000 г., когда начинал БКС”. По его словам, в регионах большая проблема набрать квалифицированный персонал и нет гарантий, что популярность интернет-трейдинга продолжит расти. Минцев говорит, что пока не рассматривает “Уралсиб Веб-брокера” как конкурента, поскольку многие заявляли о больших планах по развитию этого бизнеса в текущем году, однако “дел пока нет”. Но Веретельников не считает, что “Уралсиб” упустил момент. По его мнению, большую поддержку в завоевании значительной доли рынка “Уралсибу” окажет разветвленная региональная сеть — третья по числу точек среди российских банков.
Начальник отдела интернет-трейдинга Альфа-банка Алексей Потапов считает, что потенциал роста клиентской базы есть, учитывая, что пока на ММВБ зарегистрировано “всего около 200 000” розничных клиентов. А то, что банки пока отстают от самостоятельных интернет-брокеров по оборотам на ММВБ, он объясняет более жестким подходом к контролю за рисками. “Наш риск-менеджмент не позволяет даже квалифицированным клиентам давать плечо 1 к 3, хотя это официально разрешено ФСФР”, — сетует Потапов.