Компания МАСМИ объявила о подведении итогов очередной, четвертой волны интернет-исследования «Онлайн Монитор». По мнению аналитиков, результаты этого исследования свидетельствуют о возрастающей роли интернета в качестве среды для размещения рекламы, а также для непосредственной продажи товаров и услуг. Количество желающих приобрести что-либо в Сети увеличивается: о своем намерении сделать это говорят почти две трети отпрошенных.
Данные, касающиеся продолжительности использования интернета за последние два года, свидетельствуют о росте количества пользователей. Так, в 2002 году рост числа пользователей составил 13%, а в текущем году, предположительно, приблизится к 20%. Только за первые три месяца 2003 года Рунет приобрел около 6% новых пользователей.
Почти 90% посетителей русскоязычных сайтов живут в России, а на страны СНГ приходится менее 5% пользователей. При этом основную часть пользователей по-прежнему составляют жители Москвы и Санкт-Петербурга - 38% и 9% соответственно. Аудитория Рунета - достаточно высокообразованные люди: доля пользователей с незаконченным высшим и высшим образованием составляет свыше 78%.
Тенденции последних лет свидетельствовали о росте числа домашних пользователей. И сегодня доля аудитории Рунета, выходящей в Сеть из дома, превышает 80%. В то же время практически 70% респондентов используют интернет еще и на работе. В России все еще достаточно низка доля пользователей (около 12%), имеющих дома широкополосное соединение с интернетом, - по-прежнему, самым популярным остается модемное соединение.
Обратное соотношение наблюдается для компаний, которые преимущественно подключены по выделенной линии. Это объясняется тем, что широкополосный доступ можно приобрести по разумным ценам только в городах с населением свыше 1 млн. человек. И совсем незначительное число пользователей выходит в Сеть с мобильных телефонов, так как стоимость трафика и качество связи все еще оставляют желать лучшего
В среднем, активный пользователь ежедневно проводит в Сети более одного часа и пользуется ею не менее 5 дней в неделю. Российские пользователи достаточно динамично осваивают такие новые сетевые инструменты, как интернет-трейдинг, аукционы, казино, альтернативные платежные системы. Подавляющее большинство пользователей (90%) до сих пор считает, что e-mail - это эффективный метод коммуникации, главным преимуществом которого является устранение привязки к конкретному телефонному номеру. По-прежнему самыми популярными сайтами в Рунете являются поисковые машины. Можно говорить и о том, что самым удобным и доступным источником информации являются для пользователей интернета новостные сайты.
Потребительская активность в интернете растет. Общее число пользователей, совершавших покупки через интернет, составляет 46%, а самыми покупаемыми товарами остаются книги и аудио-видеоносители. В то же время в Сети растут продажи дорогих товаров, в частности, бытовой электроники. Продажи компьютеров и комплектующих снизились относительно других продуктов, но эта техника по-прежнему является востребованной. Если говорить о продажах товаров, необходимых «по работе», то здесь доминирует программное обеспечение. Примерно такое же соотношение по категориям товаров сохраняется и среди запланированных покупок. При этом около двух третей пользователей планируют осуществить покупки через интернет в ближайшие полгода.
По мнению исследователей, пока еще рано судить о широком признании альтернативных средств оплаты товаров. По-прежнему основным видом расчетов остается оплата наличными курьеру при получении товара. Тем не менее, количество людей, использующих для оплаты покупок в интернете кредитные карты и электронные деньги, возрастает, однако, по мнению большинства пользователей, оплата кредитной картой или электронными деньгами сопряжена с большим риском по сравнению с оплатой наличными или наложенным платежом.
Основным отличием нового «Онлайн Монитора» от предшествующих волн исследования стала ориентация на нужды клиентов в России и в Восточной Европе. В русскоязычной части исследования были затронуты различные аспекты потребительского поведения именно российской интернет-аудитории.