На страховых рынках всего мира усилится конкуренция
Swiss Re провела исследование "Влияние электронной коммерции на страховую отрасль: необходимость адаптироваться и возможность экспериментировать", в результате которого были сделаны следующие выводы: к 2005 году продажи стандартных видов индивидуального страхования через Интернет охватят 5-10% рынка в США и 3-5% в Европе; использование преимуществ электронной коммерции позволит страховщикам снизить расходы; увеличение прозрачности страхового рынка и упрощение доступа на этот рынок за счет Интернета приведет к усилению конкуренции на страховых рынках всего мира. В исследовании отмечается, что электронная коммерция позволяет страховщикам лучше приспосабливать свои продукты к нуждам клиента, быстрее отвечать на запросы, создавать более гибкие структуры покрытия и предоставлять поддержку в управлении рисками. В результате производители продуктов индивидуального страхования смогут снизить свои затраты на продажу, обработку и оплату претензий на 15 млрд долл., или на 12%, а коммерческим страховщикам удастся снизить расходы на 11 млрд долл., или на 9%. В то же время жесткая конкуренция заставит их снижать цены, что благоприятно отразится на потребителях. Используя Интернет, страховщики смогут проникать на рынок, минуя длительный и дорогостоящий процесс создания традиционных каналов продаж. Кроме того, компании, работающие в других секторах рынка финансовых услуг, например, банки, Интернет-брокеры и Интернет-провайдеры, получат возможность охватить часть страхового рынка. Эти компании смогут воспользоваться своей известностью в Интернете, добавив к уже существующему перечню продуктов еще и страхование. Таким образом, новое поколение страховщиков, работающих в Интернете и использующих преимущества электронной торговли, составит серьезную конкуренцию на рынке страхования. Электронная коммерция позволяет быстро распространять большие объемы информации, поэтому страховщики смогут отказаться от традиционных путей продажи и, при необходимости, нанимать услуги специалистов по Интернет-продажам. Брокеры, работающие на рынке стандартного страхования, где нет необходимости в постоянном консалтинге, столкнутся с серьезной конкуренцией, вызванной падением стоимости информации в Интернете. С другой стороны, при торговле нестандартными страховыми продуктами без консультации профессионалов цены и покрытия сопоставить довольно тяжело, и в этом случае брокеры смогут использовать электронную коммерцию для продажи услуг консалтинга в области управления финансами и рисками. Особенно это касается сложных пенсионных продуктов в страховании жизни, коммерческого страхования и продуктов по управлению интегрированными рисками. В процессе развития электронного бизнеса образуются новые риски, что приведет к изменению страховых нужд. Растущее разделение труда в экономике вызовет рост спроса на страхование ответственности, морских перевозок и кредитов. Вероятно, поднимется спрос и на особые страховые продукты, специально разработанные для нужд клиента. С полным текстом исследования (на английском, немецком, французском, испанском или итальянском языке) можно ознакомиться на сайте Swiss Re.