Интернет-брокеров накажут за нарушение правил маржинальной торговли
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг расследует нарушения своих нормативов торговли с кредитным "плечом" и в ближайшем будущем накажет нарушителей. Об этом заявил зампред ФКЦБ Александр Плешаков, отвечая на вопросы "Газеты.Ru". Нормативы ФКЦБ, действующие более года, предусматривают, что брокеры могут предоставлять своим клиентам маржинальные кредиты на куплю/продажу ценных бумаг из расчета 1:0,66 (66 копеек заемных средств на 1 рубль клиентских). Между тем ряд компаний и банков обходят это требование, предоставляя своим клиентам кредитные «плечи» из расчета, например, 1:4. Банки, в частности, оформляют такие сделки как обычное кредитование, что, естественно, затрудняет их идентификацию. Однако некоторые инвестиционные компании из числа активных интернет-брокеров тоже предоставляют клиентам большие "плечи". Между тем теоретически возможны ситуации, когда, к примеру, инвестиционные компании окажутся не в состоянии удовлетворить требования всех своих клиентов, выигравших на растущем рынке с использованием маржинального кредитования. Банки от подобных ситуаций застрахованы благодаря более солидным размерам собственного капитала (у ЦБ требования к банкам по этому нормативу выше, чем у ФКЦБ к инвестиционным компаниям). Судя по заявлениям Плешакова на Всероссийской конференции профессиональных участников фондового рынка в Санкт-Петербурге, ФКЦБ известны случаи нарушений правил маржинальной торговли, она расследует их, правда, пока никто из нарушителей не наказан. Однако можно предположить, что в силу описанной выше причины среди наказанных окажутся в первую очередь инвестиционные компании, а не банки. В ближайшее время ФКЦБ по предложению профучастников рынка намерена усовершенствовать правила маржинальной торговли. В частности, сделки с кредитным «плечом» будут учитываться на отдельных счетах. Благодаря этому биржи смогут отделять маржинальные сделки от обычных и оперативно публиковать информацию об объемах тех и других. Для трейдеров это расширит возможности анализа рынка. Кроме того, станет очевидно, какие компании, входящие в число крупнейших по ежемесячным оборотам, попадают в top-10 только благодаря маржинальным сделкам.