TCS Group Holding PLC (TCS LI), то есть группа «Тинькофф Кредитные Системы», запустила новую услугу – «Тинькоф Мобильный Кошелек» (ТМК) - это приложение для операционных систем iOS/Android для оплаты товаров и услуг и для безналичных переводов денег по Интернету без владения банковским счётом. Запуск сопровождался вирусной рекламной кампанией с хэштегом «нетбанкам». Олег Тиньков назвал его революцией, основываясь на том, что, в отличие от многочисленных других систем электронных денег, ТМК комиссию с клиента не берёт. В том числе за пополнение и за вывод.
Сверхидея нового сервиса – избавить человека от необходимости ходить в банк, стоять там в очередях ради пополнения своего счета и вывод денег, ради оплаты услуг и переводов; от необходимости искать «свой» банкомат во избежание грабительской комиссии за снятие наличных в чужом….; в общем, избавить от необходимости тратить время. «То есть, несмотря на жизнь в эпоху потребления, сейчас необязательно становиться клиентом банка; революция должна привести к тому, что можно вообще ни разу в жизни там не побывать», - такова основная мысль разработчиков нового приложения..
Эту идею ТМК иллюстрирует в рекламном ролике, герои которого ходят по квартире с банками на голове. Заплатить по счетам двух-трех сотовых операторов, интернет-провайдера, за спутниковое ТВ и городской телефон; за ЖКХ, доставку воды; заплатить наличностью курьеру из пиццерии… Как уже отметили на форумах, цветовое решение в ролике может быть намекает на Сбербанк как крупнейшего игрока этого рынка в России.
Действующие электронные кошельки взымают с клиента комиссию за большинство операций. Более того, размер этой комиссии может меняться от места к месту. Особенно неприятно удивляются пассажиры самолётов, решившие отложить оплату сотовой связи напоследок. Комиссия в аэропортовых терминалах доходит до 20 % (при этом, владелец терминала получает доход ещё и от сотового оператора).
ТМК будет брать деньги только с компаний-получателей денег (из своего перечня, 3000 компаний), и с банков (межбанковская комиссия).
До 30 июня 2014 года включительно комиссия не взимается и за прочие внутренние/внешние переводы с месячным лимитом в 40 тыс. рублей. Более 40 тыс. рублей, а также с 30 июня 2014 гоа за переводы будет браться 2 %, и не менее 90 рублей.
Правовое основание операций – договор «Электронных денежных средств» (предусмотрен п.2 ст Гражданского Кодекса РФ), заключаемый после принятие клиентом оферты ТКС. Принятием оферты является первое использование клиентов сервиса ТМК.
Приложение ТМК работает классически: регистрирует клиента по номеру мобилного телефона (только РФ, +7) с отправкой на него SMS-кода. Код нужно ввести в приложение, подтвердив таким образом владение номером. ТМК создат электронный счёту. Пополнить его можно в 300 тыс. точках – включая терминалы QIWI, «Элекснет», офисы «Связного», МТС и «Евросети», а также на Почте России (без комиссии со стороны пользователя; комиссию точкам платит ТМК).
Приложение использует адресные книги смартфона (адреса электронной почты и номера мобильных телефонов) и данные об аккаунтах друзей из соцсетей. Эти данные можно использовать для отправки денег друзьям. Например, перевод 1000 рублей через сеть «ВКонтакте» будет выглядеть как отправка приложением интернет-ссылки другу в «личку». По этой ссылке он регистрируется в ТМК и получает доступ к данной 1000 рублей. Вариант также доступен и с Facebook. Отправлять можно не только деньги, но и призыв к друзьям скинуться, например, на подарок кому-либо. Все пользователи ТМК делают перевод в адрес организатора покупки, который осуществит её на собранные деньги.
В другие соцсетях данное предложение не доступно. А приложение для Windows Phone обещают к марту 2014 года.
При этом, пользователи ТМК все же становятся клиентом банка. При регистрации в системе она выпускает – и привязывает к их счёту - карту Tinkoff Wallet Mastercard банка Тинькофф Кредитные Системы. Карта виртуальная, пригодится для оплаты по интернету тех товаров и услуг, которые не входят в список из 3000 партнёров ТМК.
Первый день работы приложения ТМК показал баги, в том числе отказы при установке на некоторые смартфоны, даже флагманы. Кроме того, очевидно отсутствие преимуществ для 3,5 миллионов клиентов ТКС-банка (большинством сервисов ТМК они уже пользовались).